Представитель династии Артем Михалков идет по дорожке, накатанной «Легендой 17» и «Движением вверх», уходя дальше от спорта к мелодраме и приключениям. В пути помогают антисоветские прибаутки, клише из США, переписывание истории и подмена понятий.
Вышел приключенческий и очень вольный фильм-биография советского боксера Валерия Попенченко (Виктор Хориняк), чемпиона СССР, Европы и победителя Олимпийских игр 1964 года в Токио.
Тут несколько времен. В военные годы сына летчика Валеру шпыняют дворовые хулиганы. Мама привозит 12-летнего пацана (Олег Чугунов) в Ташкент, в Суворовское училище. Потом Ленинград и военно-морское училище, нежелание заниматься боксом, знакомство с тренером «Динамо» Григорием Кусикьянцем (Сергей Безруков) и девушкой Таней (Ангелина Стречина). А дальше – большой спорт.
Что за качок-переросток?
Виктор Хориняк (рост 184 см., 32 года, ) выглядит слишком большим и возрастным (особенно в сценах с сюсюкающей мамой). Это, с учетом всего остального безумия, в определенный момент уже не напрягает.
Безумно тут почти все. Кино авантюрное, построенное на приключенческих эпизодах, смешных конфликтах, ситкоме, клише «приятельского фильма» и попсовой «боксерской драмы». И самое печальное: выдумки в ключевых моментах такие, что даже название картины лишается смысла.
Тренер физику пропил
Кусикьянц пьет «Буратино», типа он изготовитель героев. Нередко газировка применяется как запивка. Еще тренер любит скандалить с чиновниками, назвать всех тыловыми крысами и хлопать дверью.
Кстати, михалковские антисоветские клише из фильмов «Легенда 17», «Движение вверх», «Стрельцов» и «Чемпион мира» используются и тут, вновь врубается демагогия на тему «Не государство победило, а народ». На стороне народа лишь папа Карло Кусикьянц, а тотальным Карабасом представлена вся надоедливая советская номенклатура.
Больше мы мало что знаем о тренере. Хотя даже скупые справки в интернете говорят о черте, которая хороша для кино: Кусикьянц ценил физику, сложения векторов и прочие законы, дающих возможность использовать энергию движения соперника и опрокинуть его (это ближе восточным единоборствам и в боксерской драме интересно). В связи с этим он часто приговаривал: «Дайте мне точку опоры, и я...».
Именно поэтому его лучший ученик назван Мистером-нокаутом. И авторы сценария (братья Пресняковы) должны были дать зрителю эту физику, раскрывая личности тренера и ученика и оправдывая название. Но они поступили наоборот. Техничности нет и в помине. Есть шальная работа на психозе, аффекте, обиде, мыслях об отце, любови, вредности и т. п.
Поддельный финал
На Олимпиаде в Токио авторов интересует не техника, а символичность: успехи боксера рифмуются с победами штангиста Юрия Власова.
Реально в финале Олимпиады Попенченко потратил меньше минуты, чтобы в первом раунде отправить в нокаут немца Эмиля Шульца. Вот это Мистер-нокаут. У Михалкова немец впечатывает в пол советского спортсмена сначала на подпольном поединке (привет унижающей сборную СССР игре с уличной шпаной в США в «Движении вверх»), а затем в финале Игр, в течение нескольких раундов, хладнокровно устраивая на ринге настоящее месиво.
То есть Пресняковы и Михалков просто взяли и дискредитировали советского спортсмена, да и его тренера за компанию.
Мистер «Я позову папу!»
По ходу фильма ГГ кучу раз обещает выиграть Кубок Вэла Баркера. Но фильм оканчивается победой на Олимпиаде, а Кубка нет! Более того: судя по событиям фильма, Кубок заслужил Эмиль Шульц.
Немец, несмотря на проигрыш, в кино показал технику, а персонаж Хориняка махал руками как мельница, падал, хватался за канаты и за воздух, звал папу и мечтал вернуться в «Последний богатырь».
Авторы вынуждают зрителя думать, что Кубок, как и чемпионство, можно выбить любой ценой, даже ползком, бугорки обнимая, и что победа в финале дает Кубок автоматом. Но это так не работает. Дважды Кубок давали бронзовым призерам, один раз – серебряному. Потому что они были техничнее чемпионов. Как и в этом фильме. Вот и получается, что авторы всю дорогу нам обещают одно, а показывают другое.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!