Сегодня, друзья, наш автор А ЖАН? А, ПАШ? приглашает всех отправиться на Ближний Восток. Здесь ведётся геополитическая игра по-крупному, слышен шум лопастей вертолётов, и ещё не рассеялся дым от взорванного бензовоза... Путешествие предстоит продолжительное и остросюжетное. Стоит запастить попкорном или кофе. И без музыки тоже не обойдётся!
Южный Кенсингтон, Лондон. 30 апреля — 5 мая 1980 года. Операция «Нимрод». Бойцы Специальной воздушной службы ВС Великобритании штурмуют здание посольства Ирана в Лондоне, освобождая за 17 минут заложников, захваченных Демократическим революционным фронтом освобождения Арабистана (иранская арабская боевая группировка).
- Число заложников: 26 (двое убиты, двое ранены)
- Число террористов: 6 (пятеро убиты в ходе штурма)
А теперь слушаем спецназ «Бездомных котов» и их песню «Штурмуем посольство», записанную в декабре 1980 года:
«Пятнадцать человек захвачено во враждебной стране.
Палящее солнце сжигает всё на многие мили песков.
Это ближневосточная страна, которой правит тот, кто считает, что здорово бы было обменять наших на сбежавшего шаха.
Да, забавно! Свобода требует денег!
Сердце разрывается... Не повезло вляпаться в такое!
Это не смешно. Штурмуем иранское посольство, прежде чем они начали по нам с тобой стрелять.
Политики в костюмчиках и галстучках контролируют карьерных дипломатов.
А разные страны на это смотрят.
Но тем — плевать!
Политика СССР не согласуется ни с какими планами экономического развития мира.
Они только смеются и вводят войска в Афганистан.
В Тегеран сыплются приказы из Москвы.
Страна волнуется и читает газеты,
Надеясь, что никто не погиб.
Доносятся слухи, что скоро заложников начнут пытать, как шпионов.
На уличных демонстрациях звучит, что близок конец.
Отпускник из "Нью-Йорк Таймс" хочет знать, что же здесь случилось.
Кругом агрессия. Мы хотим лучшего исхода.
Пятнадцать матерей плачут:
Неужели мой сын погибает?»
Судя по тексту, это не Лондон. Но что это за посольство? Я знаю, что вы знаете ответ! Посему — ещё один номер от Stray Cats. Знаменитая вещь авторства Чарльза Андервуда, стандарт рокабилли:
Итак, ответ, который вы мне уже дали: так называемый Иранский кризис с заложниками.
4 ноября 1979 — 20 января 1981 года. Оман, Персидский залив, остров Масира. Военная база США, авианосец «Нимиц». Операция «Орлиный коготь» — толком не спланированная и фактически проваленная.
А вот теперь можно и детальнее. Под Stray Cats, разумеется! Песня «Раскачай этот город!» — одна из тех, что сформировала рок-н-ролл.
4 ноября 1979 года после Исламской революции в Иране воинственно настроенная толпа захватила посольство США в Тегеране. Захват 66 дипломатов поддержан новым новым исламским правительством. Толпа жаждет смерти Америки и выдачи шаха Реза Пехлеви с супругой.
Шах болен раком и находится в Нью-Йорке. Секретные службы США предлагают президенту Картеру силовое освобождение заложников, среди которых есть и разведчики под дипломатическим прикрытием.
Планирование операции «Орлиный коготь» чрезвычайно сложное. Утверждается база — «Пустыня 1». Подразделение «Дельта» на базе морской пехоты в Калифорнии отрабатывает миссию.
В дипломатическом и моральном плане унижение США достигает предела. Чтобы понять, вот шутка, ходившая в то время:
Картер встречается с духом Теодора Рузвельта:
— Джимми, рассказывай, как дела.
— Русские вторглись в Афганистан...
— Сколько ядерных бомб ты на них сбросил?
— Мы бойкотируем Олимпиаду.
— Что ещё?
— Иранцы захватили наших дипломатов в Тегеране.
— Что?! Сколько бомбардировщиков бомбят Иран? Сколько дивизий ты послал?
— Ни одной. Мы пытаемся использовать средства дипломатического сдерживания.
— Ага! Следующая шутка, которую мне расскажут: Америка подарила Панамский канал!
А пока они разговаривают, мы сейчас всех обманем! «Panama», сами знаете от кого!
Некоторое время рассматривалась идея ответного захвата иранских заложников на территории США. Но отказались: а вдруг аятоллы начнут расстреливать американских? Никто не понимал, как поступать с иранцами, если убьют американских. Советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский мрачно прокомментировал: «Они всегда могут вывалиться из вертолёта в Красное море по дороге домой».
Командиром экспедиции по освобождению заложников назначили создателя «Дельты», полковника Бэквиза. Миссия была назначена на ночь 24 апреля 1980 года. Со времени захвата прошло 4 месяца и 20 дней...
Час «Х»
...Из первого «Геркулеса» С-130, летевшего к «Пустыне 1», было убрано всё, включая скамейки для десантников. Загрузили джип, пять мотоциклов, систему навигации, алюминиевые пластины, на которых должен был стоять самолет во время ожидания в пустыне, чтобы не провалиться в песок, полковника Бэквиза и 74 спецназовца.
Бэквиз также принял на борт рейнджеров из Форт-Беннинга. Задача — «охрана периметра Desert One». Командир — капитан Ваде Ишимото. На борту также 13 человек армейского спецназа. Задача — «взять штурмом здание МИДа, освободить временного поверенного Брюса Лэйнгена (фото фас профиль прилагаются), сотрудников посольства Виктора Томсета (фото фас профиль прилагаются), Майкла Хаулэнда (фото фас профиль прилагаются)».
В составе «экспедиции» — 132 человека.
За первым С-130 Бэквиза следуют еще пять «Геркулесов». В одном — остаток спецназа, не поместившийся в командорский самолет. В остальных — авиатопливо в гигантских резиновых резервуарах, необходимое для обратного путешествия.
Спецназовцы Бэквиза заранее отрастили длинные волосы, усы и бороды, были в джинсах, Бэквиз решил нарядить всех под хиппи! Вопреки продуманности каждой мелочи, началась лажа. Судите сами.
Но сначала — музыка. Без лажи... «Походняк бездомного котяры» — вещь бесподобная!
...Приближаясь к месту назначения, пилоты первого самолета заметили странные облака молочного цвета. Лётчики головного «Геркулеса» позвали в кабину майора ВВС Джона Карни, который до этого выставлял метки для авиагруппы.
Летчики спросили: «Что там за ерунда?» Карни смотрел-смотрел, пожал плечами и ответил: «ХАБУБ». Оба пилота подумали, что Карни прикалывается на фарси и вежливо хихикнули. Они еще не знали, что хабуб похоронит их миссию...
ХАБУБ РАЗРАСТАЛСЯ!
...Карни слышал про хабуб парой дней ранее от пилотов ЦРУ, которые вместе с ним «метили» пустыню. Изменяющееся атмосферное давление приводит к тому, что мельчайшие частицы песка поднимаются в воздух и висят в нем, образуя вертикальное облако.
«Самолётам ничего не будет, — подумал Карни. — Но нашим вертолетам может прийти кирдык». Почесал «в нижнем этаже» (с) и пошёл докладывать о хабубе на командный пункт Вади Кена, Египет, который представлял собой большую палатку, разбитую возле бывшей советской ВПП.
В ушах были «бананы». Звучали «Коты»... «Взгляни-ка на этот кадиллак!» — пелось в песне. Пройдёт минут двадцать. Похожим возгласом будет ознаменовано появление в сюжете бензовоза «Форд»...
Дело в том, что в рейс взяли несколько лояльных иранцев-водителей. Также присутствовали два бывших генерала иранской армии, активно кравших при шахе, которым вменялось в обязанность надувать щеки и на фарси пояснять полиции, что «дело якши байрам, задерживаться нельзя, Америка капут, ну и так далее...» (с)
...Карни очень удивился мягкости посадки. Главной причиной был мельчайший песок. От двигателей одного самолета бури можно было не ожидать. В пылу тактического планирования как-то забылось, что самолётов было шесть...
Через пять минут второй, летевший буквально хвост в хвост, также закончил пробег после касания.
«Чу! Герольды-ангелы поют!», — услышали мы сейчас от Сетцера и Ко.
Капитан Ишимото и его люди, занятые в тот момент выкатыванием из чрева первого «Геркулеса» джипа и мотоциклов, — с удивлением увидели, как из чрева второго транспортника выкатились цистерна с движителем «Форда» и пикап с иранцами.
Хитрованы иранцы, взятые доверчивыми коммандос на борта экспедиции, желая скоротать время до посадки на борта, в ближайшем египетском туалете провели планёрку и приняли решение продать ненавистное американское топливо у себя на родине. Тайком загнали цистерну с грузовиком во второй «Геркулес» и сказали полковнику и его помощникам ключевую фразу из вверенного им репертуара: «Все якши! Это не есть американские гады! Это мы, патриоты Хомейни, но таки немножко торговые люди тоже — везём топливо нашим шиитским самолетам в надежде на окончательный газават! Картер капут!»
Но поскольку фарси был безупречно тегеранским, полковник снисходительно кивнул головой, дал старшему генералу-иранцу чупа-чупс, улыбнулся в 32 зуба, развернулся кругом, дав купцам по продаже продуктов перегонки «чёрного золота» сигнал: «Загоняйте во второй!» Не произнеся ни слова, кроме «Well done!» И пошёл по делам.
Криком «Чу! Они нас заложат, потому что они нас видели!» отличился капитан Ишимото. У потомка самураев сработал древний инстинкт ниндзя: если противник может тебя опознать, «Дельта» не может позволить ему уйти!
Здесь, когда все бычки сигар, сигарет, сигарилл и папирос были решительно брошены и даже не втоптаны в песок, ввиду а). бессмысленности сего деяния среди обозначенного ландшафта b). ввиду явной нехватки времени и отсутствия инспектора пожарной охраны, — музыкальная пауза.
«Yankee Doodle» была написана ещё до начала Семилетней войны 1756-1763 годов. Это, между прочим, официальный гимн штата Коннектикут. А споют его нам, конечно же, несравненные «Бурундучки». Слушаем, следим за периметром!
Неприятности следовали одна за другой!
Пропеллеры второго «Геркулеса» ещё вращались, когда один из коммандос увидел, как прямо на них едет рейсовый иранский автобус! Набитый изумлёнными гражданами Ирана. Ещё раз был подтверждён главный закон ведения военных действий: всё непредсказуемое и неожиданное случается в самый неподходящий момент.
Я созвонился с 96-летним ветераном «Дельты» — словоохотливым (теперь), крепким ещё дедком, в прошлом — приятелем моего покойного отца, а тогда — участником операции. Именно он, поняв, что цистерну не догонишь, переглянулся с Ишимото, рывком бросился в недра лайнера, на бегу расчехлил базуку и шмальнул по «Форду» с цистерной.
Будучи профессионалом, он попал. Заряд сработал, цистерна взорвалась. Один из находившихся в кабине иранцев успел выскочить и уехать на попутном джипе. К вопросу о джипах. Почему бы не?
Едем дальше! Как тот автобус. С пассажирами.
«Секретная» американская база в сердце иранской пустыни была освещена, как футбольный матч. Вместо прожектора — горящее топливо. Все поснимали приборы ночного видения, чтобы не ослепнуть.
...Автобус меж тем остановился: у него были прострелены радиатор и колеса. «Дельта» не без труда вывела и обыскала 40 охреневших иранцев (как охренел бы каждый, если бы встретил на лесной опушке Омара Хайяма!) Всё это были простые труженики, автобус ехал из Язда в Табас. Оружия ни у кого не было. Только один из сорока понимал по-английски.
Вопрос о том, что делать с этими людьми, решили вентилировать немедленно. А про вентиляторы нам споют!
Позвонили по защищённой линии в Египет на базу. Там запросили Вашингтон. База решала вопрос на высшем уровне. Позвонили пану Збигневу. Тот сначала не понял. Потом промолвил естественное «Пся крев!» Бжезинский тут же из машины позвонил Картеру и сказал, что едет в Белый дом.
...Президент слушал доклад Бжезинского молча, нервно постукивая карандашом. Когда поляк закончил доклад и вопросительно уставился на Картера, президент встал, подошел к окну — в Вашингтоне ещё даже не сгустились сумерки — и, не оборачиваясь, произнес: «Пусть забирают всех пассажиров с собой на одном из «Геркулесов». Посидят на борту. После окончания операции — репатриируем. Вы свободны, мистер помощник».
Решение принято, друзья мои. Что было дальше — после музыкальной паузы.
А в это время в Иране...
Один из иранских генералов, решив (возможно, справедливо), что дела пошли так себе, выкинул свой посеребренный (хоть и табельный) револьвер марки «Кольт» в песок. В итоге все получили новый геморрой, ибо более часа искали всей дружной командой пропавшее оружие.
Причина поисковой операции была проста: Бреквиз боялся, что револьвер мог найти один из пассажиров автобуса и под покровом ночи пронести его на борт «Геркулеса». Поиски ничего не дали.
В этот момент — точно по расписанию — на посадку зашёл третий транспортник. Отвечал за его сохранность капитан Баррас. Один из ветеранов, Фитч, приветствовал ошалевшего от бензинового фейерверка капитана словами: «Welcome to WWIII!» (C) По-русски это звучит так (примерно): «В Третью мировую — со всем нашим ветеранским уважением!»
Ну вот теперь можно и музыку. Для вас сыграет ВИА, который так и называется — «Третья мировая война». Интересные британцы. Год — 1971-й. О чём будут петь? О Вечном:
Ночь с 24 на 25 апреля 1980-го года. Персидский залив. Борт авианосца Nimitz.
Восемь вертолетов RH-53D «Морской жеребец» поднимаются в воздух с ВВБ США на территории султаната Оман и ложатся на курс в сторону побережья Ирана. Боевая задача: «Войти в воздушное пространство с последующим приземлением в 205-и милях к юго-западу от Тегерана. Точка посадки — Desert One. В этой точке — дозаправиться. Затем — перебросить спецгруппу «Дельта» в точку Desert Two с координатами... (заброшенные соляные шахты). Расстояние до объекта Bazaar — 66,78 мили...»
Там намечалось пересадить всех прибывших в грузовики производства ФРГ и КНР. Задача — скрытно выдвинуться в район посольства США, атаковать комплекс зданий. Конечная цель — освобождение максимально большего числа граждан США, захваченных террористами. В ходе действий не допускать лишних жертв среди мирного населения города.
Прекрасный был план! Но не повезло и «Жеребцам». Судите сами.
Ради сохранения секретности приказывают лететь всю дорогу на минимально допустимой высоте — 60 м. Портится погода. Пилоты из корпуса морской пехоты не имеют опыта полетов в условиях пустыни. Результат — один вертолёт падает в море. Ещё один теряет ориентацию из-за песчаной бури и возвращается на авианосец.
Шесть винтокрылых красавцев добираются до точки (один при посадке повредил гидравлическую систему). При проведении дозаправки один из них врезался в самолёт-заправщик, в пожаре погибло восемь членов экипажа.
Надо музыку, друзья! Надо же нашему деду из Нью-Йорка чего-нибудь посвятить! Зря, что ли, он нам столько рассказывал! Эта группа с Луизой Винер во главе и сейчас даёт концерты. Последний альбом был выпущен в июне 2021-го.
Вашингтон, округ Колумбия. Белый дом, окно в Овальном кабинете.
...Слеза бесшумно скатилась по щеке. Картер, как никто другой из президентов второй половины века, не был сентиментален. Но сегодня почему-то стало жалко всю Америку. Включая себя. Развернулся по-штатски, не на каблуках и пошел к зеркалу, поправить галстук...
«Президент Картер сегодня выступил по основным каналам национального телевидения со следующим заявлением: Считая необходимым спасти заложников, я принял решение о спасательной операции. Когда во время дозаправки мы потеряли вертолеты, я принял решение прекратить. Я один отвечаю за всё, что произошло».
Операция «Орлиный коготь» обошлась налогоплательщикам в 150 миллионов долларов. 6 мая был объявлен траур по погибшим. Полковника Бреквиза отправили в отставку...
Позже, когда о вооружённом вторжении на иранскую территорию узнал весь мир, султан Омана расторг договор с США, разрешавший их ВВС и ВМС использовать остров Масиру для своих нужд. «Орлиный коготь» вошёл в специализированные учебники контор всего мира с примечанием: как нельзя...
Картер ушёл. Бывший шах умер 27 июля 1980 года.
19 января 1981 года в городе Алжир прошли секретные переговоры. Новый президент Рейган ещё чувствовал себя актёром, раздавая интервью. 20 января, во второй половине дня по местному времени, переговорщики дружно выдохнули, расслабили галстуки и пошли курить, включая не куривших до этого. 52 заложника были освобождены. В неволе им пришлось провести 444 дня.
Перед тем, как мы переслушаем «Котов», спросим у них ещё раз: «Где же состоялся штурм твоего посольства, мистер Сетцер?»
#музыка #история #сша #америка #война