В начале 2022 года Strategy Partners совместно с Международной ассоциацией предприятий городского электрического транспорта и «Первой компанией транспортной инфраструктуры» подготовили исследование инфраструктуры ГЭТ: проанализировали текущее состояние отрасли, рассмотрели планы модернизации и оценили возможность их реализации к 2030 г. в нынешних условиях.
В 2021 году наблюдалась стабилизация и начало улучшения ситуация с городским электротранспортом стабилизировалась и начала улучшаться. За год не было ни одного закрытия трамвайных или троллейбусных систем, а временно закрытая в 2020 г. трамвайная система в г. Волчанске возобновила работу.
В ряде городов России велось строительство новых трамвайных сетей, а в городе Верхняя Пышма Свердловской области строительство было завершено. Восстановлена междугородняя троллейбусная линия Саратов — Энгельс, закрытая в 2004 г. Запланировано строительство новых троллейбусных линий в Челябинске и Омске. В то же время ситуация с состоянием сетей и подвижного состава в целом была далека от идеальной: подвижной состав возрастом свыше 25 лет составил на конец 2019 г. по трамваям 59%, а по троллейбусам — 22%. За 2020–2021 годы улучшения не произошло. Всего в города России в 2021 г. было поставлено 250 новых трамваев и 358 троллейбусов, что на 17 и 12% больше (трамваи и троллейбусы соответственно), чем поставлено в 2020 г. При этом для обеспечения своевременной замены устаревшего подвижного состава и для достижения нулевой его доли к 2030 году требуется ежегодно поставлять 406 трамваев и 569 троллейбусов.
Одной из причин недостаточно активного решения проблем ГЭТ можно назвать отсутствие единой федеральной программы. В настоящее время обновление парка и ремонт инфраструктуры ГЭТ осуществляются в рамках нескольких независимых и никак не координированных между собой федеральных программ и одной региональной программы, принятой правительством Москвы. В остальном же работа ведется эпизодически за счет ассигнований из местных и региональных бюджетов в меру их финансовых возможностей. При этом по оценке МАП ГЭТ до 2030 года необходимо осуществить замену 59% трамваев и 85% троллейбусов. Для решения этой задачи необходимо вложение порядка 500 млрд руб.
Основные показатели работы ГЭТ в 2021 году
В 2021 г. трамвай действовал в 59 городах России (+ 1 город в Крыму), троллейбус — в 78 городах (+ 5 городов в Крыму). За последние годы отрицательная динамика по закрытию трамвайных и троллейбусных систем приостановилась.
Закрытий действующих трамвайных и троллейбусных систем в России в 2021 г. не было. Временно закрытая в 2020 г. трамвайная система в г. Волчанске возобновила работу 9 июня 2021 г.
По данным статистического сборника «Транспорт в России 2020», на конец 2019 г.:
● протяженность трамвайных путей — 2422 км (по оси улиц);
● протяженность троллейбусных линий — 5087 км (по оси улиц).
Число трамвайных вагонов на конец 2019 г. составило 7677 шт., число троллейбусов — 8706 машин. Подвижной состав возрастом свыше 25 лет на конец 2019 г. по трамваю — 59%, по троллейбусу — 22%. По данным СТТС, на начало 2022 г. в наличии 7404 трамвая и 7289 троллейбусов. При этом, согласно аналитическому исследованию МАП ГЭТ, сделанному на основе данных СТТС:
● количество трамвайных вагонов, находящихся в эксплуатации, составляет 6223 шт.;
● количество работающих троллейбусов — 6600 шт.
Строительство новых трамвайных и троллейбусных сетей
Новая трамвайная сеть в 2021 г. построена в г. Верхняя Пышма Свердловской обл., ее открытие намечено на 2022 г. Эта система соединена междугородней трамвайной линией с соседним Екатеринбургом. Новое строительство трамвайных линий в 2021 г. велось в Краснодаре, Екатеринбурге и Перми. Начато проектирование новых линий в Салавате и Набережных Челнах. Запланировано строительство трамвайных линий в Краснодаре, Екатеринбурге, Ростове, Санкт-Петербурге и Челябинске. Кроме того, в 2021 г. в Челябинске принята 4-летняя программа «Метротрамвай» до 2025 г., в рамках которой планируется достройка подземных станций и перегонов недостроенного метрополитена с интеграцией в общегородскую трамвайную сеть. В 2021 г. проведены конкурсы на строительство троллейбусных линий в Чите и Альметьевске. Восстановлена междугородняя троллейбусная линия Саратов — Энгельс, закрытая в 2004 г. Запланировано строительство новых троллейбусных линий в Челябинске и Омске.
В число основных производителей трамваев в 2021 году входит Уралтрансмаш (15,2% рынка), Усть-Катавский вагоностроительный завод (30,8%), Белкоммунмаш (2,0%) и «ПК Транспортные системы» (52%). Троллейбусы производит Белкоммунмаш (4,46% рынка России), «ПК Транспортные системы» (45,5%) «Транс-Альфа» (24,3%) и Уфимский ТТЗ (25,7%).
Обновление подвижного состава и инфраструктуры ГЭТ с государственной поддержкой
Несмотря на то что федеральная программа по развитию, поддержанию и модернизации трамвайного и троллейбусного транспорта в России отсутствует, финансирование обновления подвижного состава и инфраструктуры происходит в рамках отдельных федеральных проектов, которые являются частью национальных проектов «Безопасные и качественные дороги» (БКД) и «Экология». В рамках федеральных проектов ведется обновление подвижного состава и в меньшей степени — инфраструктуры трамвая и троллейбуса. Так, в рамках национального проекта БКД по федеральному проекту «Модернизация пассажирского транспорта городских агломераций» запланированы расходы на обновление подвижного состава в размере 23 533,7 млн руб. на период 2021–2024 гг. включительно. Данные расходы направляются на субсидию стоимости подвижного состава по договору лизинга. По лизинговой схеме в 2021 г. были поставлены новые троллейбусы в Иваново (8 машин), Самару (22 машины) и Саратов (70 машин). Субсидии по федеральному проекту «Чистый воздух» национального проекта «Экология» в 2021 г. позволили осуществить поставки новых трамваев и троллейбусов. Новые трамваи поступили в Череповец (12 вагонов), Красноярск (25 вагонов), Магнитогорск (10 вагонов) и Новокузнецк (2 вагона), новые троллейбусы — в Красноярск (47 машин), Омск (29 машин), Новокузнецк (19 машин) и Читу (25 машин). По федеральной субсидии в порядке помощи отстающим регионам в 2021 г. завершились поставки 50 троллейбусов в Чебоксары и 8 троллейбусов в Новочебоксарск. По федеральной программе помощи Крыму в 2021 г. закуплено 27 полунизкопольных трамваев для Евпатории.
Региональные программы
Единственная многолетняя региональная программа развития, обновления и модернизации городского транспорта действует только в г. Москве. В рамках этой программы ведется ежегодная закупка новых трамвайных вагонов и реконструкция трамвайной инфраструктуры. С 2014 г. закупаются 100%-ные низкопольные трамвайные вагоны нового поколения. В 2021 г. закуплен 71 такой вагон, в том числе 31 трехсекционный и 40 односекционных. Обновление троллейбуса не ведется с 2012 г., а с 2020 г. в Москве сохранился единственный троллейбусный маршрут с выпуском на линию 2 машин.
Завершена трехлетняя муниципальная программа обновления трамвая с региональным субсидированием в Краснодаре. По этой программе в 2021 г. поступили последние 33 односекционных полунизкопольных трамвайных вагона.
В Санкт-Петербурге обновление подвижного состава трамвая и троллейбуса в последние годы велось эпизодически, в основном за счет средств городского бюджета. В 2021 г. СПб закупил 13 многосекционных 100%-ных низкопольных трамваев. 31 троллейбус в СПб допоставлен по контрактам, подписанным в 2020 г. С 2022 г. СПб планирует начать многолетнюю программу по обновлению трамваев и троллейбусов за счет привлечения инфраструктурного кредита из федерального бюджета.
Аналогичный кредит запланировал Челябинск при принятии программы метротрама до 2025 г., в рамках которой предусмотрено обновление подвижного состава и инфраструктуры существующего трамвайного хозяйства. Закупки из регионального и городского бюджета в 2021 г. проводились по трамваю в Перми (9 вагонов), Нижнем Новгороде (11 вагонов), Челябинске (22 вагона), по троллейбусу — в Вологде (3 машины), Йошкар-Оле (10 машин), Миассе (4 машины), Мурманске (8 машин), Новороссийске (2 машины), Рубцовске (2 машины), Уфе (9 машин), Стерлитамаке (1 машина) и Ростове (завершение поставок 5 машин по контракту 2019 г.).
Концессии ГЭТ
Комплексная реконструкция и обновление подвижного состава и инфраструктуры начата в Таганроге (трамвай), готовится в Челябинске (троллейбус) и Ростове (трамвай) в рамках многолетнего концессионного соглашения с дочерними предприятиями группы «Синара» — одного из ведущих машиностроительных предприятий железнодорожной отрасли. В рамках такой концессии в Таганрог в 2021 г. поставлено 10 новых трамваев и реконструировано 11 км путей. В Петербурге реализуется концессионный проект по созданию и эксплуатации трамвайной линии по маршруту «Ст. м. «Купчино» — пос. Шушары — Славянка». В рамках проекта должен быть построен 21 км трамвайных путей, установлено 24 остановочных пункта, приобретено 22 новых трамвая.
Модернизация и поставки б/у техники
Новосибирск по муниципальной программе продолжил в 2021 г. ежегодную закупку кузовов трамвайных вагонов в объеме 5 единиц. Не получили развития запланированные на 2021 г. региональные программы совместного производства троллейбусов в Краснодаре («Алькор» + КТТУ) и Нижнем Новгороде (Белкоммунмаш + ЦНИИ «Буревестник»). Кроме того, обновление подвижного состава трамвая и троллейбуса в регионах в 2021 г. продолжалось за счет поступления б/у трамваев и троллейбусов из Москвы, в среднем отслуживших по 10–12 лет. Выпуск 10 троллейбусов компанией «Алькор» совместно с Краснодарским ТТУ в 2021 г. не завершен. Контракт расторгнут в связи с непредоставлением сертификата ОТТС, предостережением прокуратуры и отсутствием в бюджете 2022 г. средств на закупку троллейбусов.
Объемы закупок подвижного состава
На основе анализа сайта Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) всего в города России в 2021 г. поставлено 250 новых трамваев и 358 троллейбусов, что на 17 и 12% больше (трамвай и троллейбус соответственно), чем поставлено в 2020 г.
Прогноз производства подвижного состава городского электротранспорта до 2030 г.
По оценке МАП ГЭТ, до 2030 года необходимо осуществить замену 59% трамваев и 85% троллейбусов. Реализация наиболее сложной программы обновления подвижного состава ГЭТ планируется в Санкт-Петербурге. Там проведены или объявлены конкурсы на закупку в 2022–2023 гг. 192 новых трамваев и 286 троллейбусов.
В связи с глобальной неопределенностью, влияющей на состояние экономики РФ, достижение цели — полной замены устаревшего транспорта — представляется также неопределенным. Нами было разработано три варианта прогноза производства подвижного состава на период до 2030 года. Все эти варианты предусматривают снижение закупок (и производства) подвижного состава в 2022 году на 50% по сравнению с 2021-м в связи с разрывом цепочек поставок и высоких ставок по лизингу.
В дальнейшем динамика будет выглядеть следующим образом:
- Пессимистический прогноз: сохранение производства в 2023 году на уровне 2022 года, затем рост на уровне 10% в год до 2030 года включительно.
- Инерционный прогноз: рост на 10% в 2023 и 2024 годах, затем на 20% в год до 2027 года включительно и на 10% в 2028–2030 годах.
- Оптимистический прогноз: рост на 20% в год с 2023 по 2028 год включительно и на 10% в 2029–2030 годах.