Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как современные истребители противодействуют атакующему противнику?

Оглавление

Каждый истребитель спроектирован не только для того, чтобы уничтожить противника, но и для того чтобы выжить в боевых действиях. Средства противодействия атакующему противнику — залог успеха!

Станция предупреждения об облучении и инфракрасные датчики

 Пульт-индикатор СПО «Береза» — отечественный продукт!
Пульт-индикатор СПО «Береза» — отечественный продукт!

Самая важная вещь для контрмер — предупреждает пилота о том, что его самолет облучают или если в него уже выпущена ракета. Устроена эта штука так — СПО засекает исходящее от врага излучение РЛС, обрабатывает данные о нем и выдает пилоту информацию. Как вы можете понимать, радары у разных систем тоже разные, и имеют свои определенные параметры, которые и обрабатывает СПО. В итоге на индикатор пилота приходит сообщение о том, откуда его облучает и что его облучает. В прошлой статье о ракетах мы узнали о том, что радар может облучать ваш самолет в режиме сопровождения одиночной цели — СПО выдаст сигнал о том, что вражеский самолет сосредоточил на вас всю мощность своего излучения, а значит, что он задумал что-то нехорошее. Когда противник выпускает ракету в режиме сопровождения одиночной цели, СПО фиксирует изменение модуляции и частоты излучения, понимая, что ракета уже летит. При пуске ракет Fox 3 станция засекает момент, когда включается радарная ГСН ракеты.

Станция предупреждения пилота может опознать тип угрозы (например, наземная РЛС раннего обнаружения или самолет), может рассчитать примерное расстояние до угрозы. Так же СПО способна определить т.н. «primary threat», главную угрозу. Т.е. если вас облучает пять самолетов в режиме поиска, и один из них переходит на сопровождения вас своей РЛС — он будет главной угрозой. Если один из них выпустит ракету, то он немедленно становится главной угрозой.

 Пора принимать контрмеры
Пора принимать контрмеры

Оптико-электронные датчики позволяют пилоту засекать пуски по нему ракет с тепловым наведением, ведь СПО их не может наблюдать — наведение таких ракет пассивное. Работает проще просто — система отслеживает приближающиеся ракеты по тепловому следу, по следу дыма и просто визуально, предупреждая летчика.

 Оптико-электронная система самолета F-35 (под стеклянным куполом и ИК-датчик выше и правее цифр)
Оптико-электронная система самолета F-35 (под стеклянным куполом и ИК-датчик выше и правее цифр)

Комплекс средств противодействия называется БКО (бортовой комплекс обороны). Современные комплексы противодействия управляются компьютером и реагируют на угрозы согласно программам, избавляя летчика от щелканья тумблерами и нажимания на кнопки.

Ложные тепловые цели

 F-15 выпускает ЛТЦ
F-15 выпускает ЛТЦ

Они же ЛТЦ, они же ИК-ловушки. Представляют из себя болванку, начиненную сильно горячим и светящимся веществом, которое воспламеняется и выбрасывается при применении. Обычно используют термитоподобные смеси, которые дают достаточно большой выхлоп в виде тепла и света. Массовый выпуск ЛТЦ способен помешать вражеской ракете с тепловым наведением поразить самолет при удачных обстоятельствах и своевременном выпуске. Так же зачастую тепловые ловушки выпускаются заранее, до пуска, мешая головке самонаведения ракеты с ИК-наведением захватить цель.

-6

Ракета AIM-9 поражает тепловую ловушку прямым попаданием

Дипольные отражатели

-7

Представляют из себя кусочки…фольги. Да, самолет летит и разбрасывает куски фольги в воздухе. Эти средства противодействия предназначены для отражения сигнала вражеского радара, тем самым вызывая помехи на индикаторе оператора РЛС (радиолокационной станции). Достаточно эффективное средство при массированном применении, но только если радар один. Радары с разными рабочими частотами и длиной радиоволн спокойно облучают такую цель, да и скорость у цели и у облака дипольных отражателей разная. Большинство современных радаров обладают режимом селекции помех, но тем не менее, дипольные отражатели остаются на вооружении истребителей и не только.

Генератор инфракрасных помех

-8

По сути, это большая инфракрасная лампа, которая пульсирует пучками ИК-излучения в сторону противника, мешая ракете с тепловым наведением захватить/поразить цель. На истребителях практически не применяется, в большинстве случаях ее устанавливают на штурмовики и вертолеты.

Средства РЭБ

-9

ALQ-184 ECM Pod — контейнер РЭБ, используемый в ВВС США. На фото — короткий вариант (есть еще длинный, с большим количеством подавляемых частот)

Средства радиоэлектронной борьбы, они же electronic countermeasures. Задача — подавить излучение вражеского радара своим собственным излучением на той же рабочей частоте, что и у РЛС. Так же данные средства обладают возможность ставить помехи просто в пространстве, засоряя зону информации радара ненужной картинкой. Эффективность системы зависит напрямую от мощности излучателя. Рассмотрим это немного подробнее на примере американского самолета F-16. На него можно подвесить контейнер ALQ-184 (на фото выше), который работает в трех режимах. Первый — это подавление вражеского излучения в автоматическом режиме, при этом оставляя приоритет за излучением радара самолета. Второй режим — приоритет излучения у контейнера, радар выключается и работает только в режиме «воздушный бой». В первых двух вариантах используется направленное подавление радара, контейнер буквально «выстреливает» пучком излучения в сторону РЛС противника. Третий вариант — постоянная постановка помех. Пилот может выбирать, какой тип частот ему нужно подавить, и включает этот контейнер…и он начинает раздавать лучи добра и позитива на всех доступных ему частотах. PROFIT!

Средства РЭБ так же могут быть в виде буксируемого (да-да) за самолетом излучателя, могут быть в виде выбрасываемых на манер дипольных отражателей излучателей сигнала. Вариаций много, но принцип один — зафлудить на рабочей частоте вражеского радара, чтобы он имел меньше шансов поразить вас.

Маневрирование

 Как говорил один умный и мудрый человек — нет контрмер эффективнее, чем маневр!
Как говорил один умный и мудрый человек — нет контрмер эффективнее, чем маневр!

В очень многих фильмах я не раз наблюдал картину, когда ракета летит за целью на протяжении нескольких минут, постоянно маневрируя и огибая различные препятствия. На самом деле двигатель работает очень непродолжительное время — счет буквально на секунды. Но за это время двигатель успевает разогнать ракету до огромных скоростей, ну а так…Да, ракета большую часть полета до цели может преодолеть по инерции. Благо, аэродинамика позволяет.

Уход от вражеской ракеты — это целое искусство. В этом деле все завязано на энергии. Суть в том, что у атакующей ракеты запас энергии не бесконечен— а значит, что и возможность маневрирования у нее ограничена. Двигатель ракет воздух-воздух не рассчитан на длительную работу и в дальнем воздушном бою ракета летит большую часть пути по инерции (т.е. конструкция рассчитана на то, что двигатель разгонит ракету до большой скорости, а аэродинамика оной ракеты должна быть как можно более эффективной, чтобы встречать наименьшее сопротивление воздуха). У самолета запас энергии ограничен лишь количеством топлива на борту, а значит, что он может восполнять ее, пока в баках плещется керосинка. Но ракета быстрее и легче, а значит, маневрировать она может эффективнее — но каждый ее маневр сжирает часть невосполнимой энергии и гасит скорость. Задача пилота состоит в том, чтобы лишить ракету большей части энергии и затормозить ее путем маневрирования своим самолетом, ведь ракета будет постоянно доворачивать до цели, если та меняет свое положение в пространстве. Маневры могут быть самые разнообразные. Например, сплит — самолет разменивает высоту на скорость, устремляясь к земле, одновременно поворачивая в сторону угрозы и совершая полубочку (это когда самолет переворачивается «пузом вверх». Ракета перестраивает свою траекторию, и если она была запущена на низкой высоте — уткнется в землю. А можно просто развернуться и начать лететь от ракеты — тогда она вас не догонит, хе-хе. Если дистанция большая.

Маневров много, и на картинке выше описана лишь часть из них, а обучение им — настоящая наука.

Эффективность противоракетных маневров зависит от кучи факторов — высота, на которой ты находишься (чем меньше плотность воздуха, тем самолету тяжелее маневрировать, а ракете наоборот легче), скорость самолета, который выпустил ракету, скорость твоего самолета, дистанция, фаза Марса и Луны…Если ракета была выпущена с близкой дистанции и вы в проигрышной позиции (без скорости и, например, уже в маневре) — вам конец. Потому что от ракеты вы не уйдете — двигатель у нее работает, она разгоняется, скорость бешеная, углы маневра у нее выше чем у самолета. Она в вас попадет, если только чудо не произойдет. Уйти от современной ракеты на ближней дистанции — практически невозможно, если пуск был совершен в благоприятных условиях. Но попытаться стоит.

Если ракета летит издалека, а вы имеете хорошую скорость — что же, вы имеете все шансы пропустить ее мимо себя. Если ракета атакует спереди и сближается с вами на средней дистанции, шансы у вас тоже есть — но тут в дело вступает скорость реакции пилота и его мастерство. Опять же, критически важна ваша скорость (запас энергии).

По сути, уклонение от ракеты — это трехмерные шахматы, где нужно просчитывать свои ходы наперед и импровизировать одновременно.

А самая главная контрмера — это навыки и опыт пилота. Ведь все описанное выше надо применять в комплексе и вовремя для достижения успеха. Непобедимой техники не бывает…В отличие от пилотов.

Автор - Тарас Артемов