Найти тему
Переплёт

Новый сериал "Кольца власти" - это уже не Толкин. Как меняется взгляд на фэнтези

Оглавление

Тема статьи навеяна очередным трейлером нового сериала по миру "Властелина колец", который в компании Амазон назвали "Кольца власти". И эти трейлеры показывают не только "затравку" для разогрева интереса зрителей. Она ещё и том, как этот интерес эволюционирует.

Переосмысление идей в развлекательном формате - это нормально. Ведь фэнтези, даже толкиновская, это элемент развлекательной культуры, а её потребитель меняется, так что и фэнтези должно меняться, подстраиваясь и угождая. Как же меняется фэнтези Джона Толкина? Об этом и предлагаю поговорить.

Кольца власти 2022 года - это не Толкин

Трилогия “Властелин Колец” вышла в середине 50-х годов прошлого века. Её автор, профессор Джон Р.Р. Толкин, родился в 1892-ом году, в ЮАР, куда его отец был отправлен управляющим банка. В 4 года мальчик с семьёй переехал в Англию, вырос, прошел Первую Мировую Войну, а своё самое известное произведение начал писать ещё в 1939-ом году.

При чём тут экскурс в биографию? Всё это достаточно важная информация, которая помогает понять, что повлияло на автора и образ созданного им мира. Ведь военный опыт Толкина очень сильно повлиял на трилогию “Властелин Колец”, это видно невооружённым глазом. Но происхождение Толкина повлияло на книгу не меньше.

Сам Толкин - англичанин, представитель интеллигентной, зажиточной семьи, образца конца 19-го века, со всеми вытекающими - семейный дом, сиделки, слуги, классические семейные ценности.

Казалось бы, как этот факт может повлиять на произведение. И от ответить на такой вопрос поможет внимательное сравнение книг профессора и экранизации от Питера Джексона. Ведь на то, что показано в фильме, так же сильно повлияла история взросления самого Джексона, как и на книги - история Толкина.

Разница "Властелина колец" Толкина и Джексона

-2

При разговоре об отличиях экранизации и книг многие сразу вспоминают персонажа Тома Бомбадила, смерть Сарумана (отличающуюся даже в режиссерской версии) и некоторые мелкие сцены и моменты. При том, что Джексон бережно подошёл к сюжету книг, одно из самых больших отличий лежит прямо на поверхности. Это отношения между героями и феодализм.

Взять, например, Фродо и Сэма. В книге их отношения ограничиваются уровнем “хозяин - слуга”. Фродо - молодой хозяин Бэгэнда, наследник чудаковатого, но богатого и уважаемого Бильбо, который может вполне себе жить в своё удовольствие. Сэм же явно стоит ниже Фродо. Он его садовник, причём потомственный - ухаживает за садом и прислуживает также, как его отец.

Их отношения близки, но скорее на уровне Дон Кихота и Санчо Пансо, чем на уровне Гарри Поттера и Рона Уизли.

В экранизации Джексона Сэм также работает на Фродо и относится к нему с большим уважением. Но, акценты уже более смещены - нет моментов, когда Фродо относится к Сэму откровенно свысока, наоборот, в некоторых сценах явно прослеживается дружеское отношение.

И это пример эволюции развлекательной культуры - в начале 21-го века массовому зрителю, так же как и новозеландскому режиссеру, непонятны и не так близки отношения уровня “феодал-крестьянин”.

Сейчас пересмотреть джексоновскую постановку ещё интереснее. С момента выхода картин прошло чуть меньше 25-ти лет, но некоторые моменты уже выглядят странно для современного зрителя. И основной такой момент - орки. Нет, не сам внешний вид, но их мотивация.

Орки злые, но почему они стали такими?

-3

Есть ли у них мотивация в служении Саурону, в чём их выгода от всего этого? В данном случае они просто злые подручные, которые живут и так достаточно плохо и делают зло только потому, что они сами злые.

Среди умных критиков и более молодых зрителей достаточно часто встречается такое мнение - какова мотивация зла в этом произведении? Зачем? В современных медиа мы всё реже можем найти чистое зло или добро с объяснением “добрый, потому что добрый “.

Современные развлекательные произведения (неважно какие: фильмы, сериалы, книги или игры) становятся более глубокими и многогранными, задевающими многие вопросы и развивающими то, о чем раньше даже не думали.

И, учитывая всё это, момент переосмысления старых произведении - абсолютно нормален. Культура эволюционирует вместе с обществом.

Представьте, какими красками может заиграть уже великое произведение, если творческие люди возьмут его и покажут с неожиданной стороны, творчески обыграют моменты, о которых предыдущие авторы даже не задумывались.

Независимо от "соответствия канону" и цвета кожи актёров, новый сериал будет ориентирован на современного зрителя (в основном, конечно, западного, тут и говорить нечего - стоит ждать необоснованной толерантности). А современному зрителю идеи отношений, заложенные Толкиным, будут если не неинтересны, то непонятны.

Так что мы, как зрители, ничего не теряем. Если у Амазон получится хорошо, то нам будет чем насладиться. А если плохо, то всегда можно потратить время на что-то другое. Например, взять и заново прочитать "Властелина колец". Или посмотреть какой-то сериальчик. Благо, вокруг сейчас достаточное количество контента на любой вкус и на новом взгляде на историю Средиземья свет клином не сошёлся.

Будете смотреть "Кольца власти"? Чего ждёте от сериала?