Это важный вопрос: трудный или нет Великий пост?
Говорят ведь: тяжело в учении – легко в бою. Пост для жизни, а не жизнь для поста. Трудный пост способствует простоте жизни, если пост для нее. С другой стороны: а какая может быть трудность, если вступая в пост отдаешься во Власть Божью? С Богом иго не иго, трудность как легкость.
Посмотрим подробней.
Отчего зависит трудность?
Оттого, с какой ситуацией и в каком состоянии вступаешь в Великий пост. Есть и мой достаточно немалый постнический опыт, есть и наблюдение опытов других.
Две разные ситуации
Бывает, когда все хорошо, живешь на Волне Божьей, и тогда Великий пост проходит в радость.
Он идет легко и просто. Он идет как пост благодарности Богу. Да, в нем есть молитвы, службы, есть элемент голодания. Но душа свободна, так как до вступления в пост все шло как надо, то есть по Богу. Это один вариант.
Есть другой.
Когда пост бывает спасительным в очищение, ибо до него было тяжко на душе. Да, оказался слаб. Прельстился, согрешил, ушел в грех и дал себе самооправдание, завяз в худом.
Тогда и пост другой. Он трудный. Он духовно хирургический, если можно так выразиться. Как говорил святитель Феофан Затворник: выдирать страсть (прижившуюся) из души болезненно, но целительно. Это подобно хирургическому вмешательству, но на невидимом уровне духа и души. Это не видишь, но чувствуешь.
Что происходит?
Были и у меня, и известных мне людей, такие Великие посты. Вот, где трудность. Вот где, извините за выражение «колбасит». Причем, под конец поста больше, чем в его начале.
Почему трудность?
Потому что человек, согрешая и упиваясь этим, отпадает от Бога. Чем больше, тем хуже. Отдаленность и рождает трудность.
Что делать человеку?
Воля
Волевой настрой: «Я смогу» помогает на начальных трудностях такого поста. И иногда такого настроя бывает достаточно. Это бывает в тех случаях, когда Бог укрепляет личную волю человека в направлении Божественной.
Как говорит преп. Максим Исповедник: человеческая воля может быть по Богу, а может – против него. Во втором случае, она именуется «гномической». Да, тогда человек говорит «Я смогу» (усиливая правильную, в направлении Бога, а не гномическую волю свою, а Бог незримо изнутри укрепляет его волю Своей). И человек может.
Смирение и упование.
Но есть другая трудность, уже свойственная более духовно зрелым и опытным людям. Это когда Бог практически учит человека в Великом посте смирению, это великой добродетели. Тогда человека, простите, «колбасит» так, что «своя воля» уже не помогает. (Примеры такого находим в житии святого Антония Великого, например. Но не только). Здесь уже задача человеку от Бога не волю свою укрепить Божественной, а обрести внутри себя смирение.
Смирение, это когда человек понимает, что никто и ничто не поможет ему сейчас, но только Бог. Более того, человек даже не представляет, как может помочь Бог в его, казалось бы, безвыходной ситуации. Человек не видит и логически не может объяснить выход.
Но ему приходит это смиренное прозрение и упование на Бога. Это большого труда стоит духовного. Потому что человек не устойчив в этом. Ему кажется все это наваждением, его такая «пустая» надежда на Бога. Он то уповает, то теряет упование. Лучше евангельского «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк.9:24) эту ситуацию не описать. Проживать ее трудно, но нужно. В Великий пост – особо.
Добродетельный настрой.
Поистине плод такого Великого поста, когда снискивается смирение и упование в таких вот колебаниях духа – это великий добродетельный пост. Его стоит искать, в него стоит идти, его стоит прожить.
У Бога никакое добро не остается не примеченным. Вскоре все откроется Им постнику.
Кто борется сейчас так, в этот Великий пост 2022, помоги Бог и дай смирения душе и искреннего упования.
Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях