Как и обещал, выпускаю заявленное продолжение своего личного списка из десяти прекрасных альбомов, появившихся на свет в знаковом для музыки 1977 году. Ссылку на первую часть оставлю в конце данной статьи, чтобы у вас не было искушения раньше времени покидать материал, хе-хе.
Давайте немедленно приступим.
The Clash – «The Clash»
Жанр: панк-рок
Как ни крутись, от панков в 77-м удрать было невозможно. И они действительно были хороши, а зачастую даже и разнообразны. Или точно на это намекали. Это касается культовых The Clash едва ли не в первую очередь.
Одноимённый дебютник ребят на днях отметил своё 45-летие. Хорошо известна история о том, как сходив на концерт уже тогда игравших Sex Pistols будущий фронтмен The Clash Джо Страммер разочаровался в своей прежней группе, распустив её. И вскоре присоединился к The Clash, примкнув в Мику Джонсу и Пол Симонону. Вся эта золотая тройка и показалась на обложке альбома.
Что послушать: сказать, что «The Clash» уделывает «Never Mind the Bollocks» в одну калитку, будет всё же авансом в сторону того, что «London Calling» выйдет уже через два года! Здесь на это намекает лучше всего продолжительный импровизационный кавер на «Police & Thieves». «Janie Jones», «White Riot», «What's My Name» – собственные значимые быстрые мотивы.
Дэвид Боуи – «Heroes»
Жанр: арт-рок
О неожиданность, опять маэстро Боуи! 1977-й по праву считается едва ли не пиком в его творческих поисках. И «Low», записанный и выпущенный ранее, стал лишь началом плодотворного года. И вновь не одним Боуи единым хороша запись, ведь достаточно взглянуть на список музыкантов: Брайан Ино, Роберт Фрипп, Карлос Аломар, Тони Висконти за продюсерским пультом.
«Heroes» не относится к самым хорошо продаваемым альбомам Дэвида, но ему это и не нужно, ведь эта запись является одной из краеугольных в его масштабной дискографии. Построенная по схожему с «Low» принципу (привычные песни + экспериментальные инструменталки), но на сей раз коктейль было решено не только смешать, но ещё и взболтать. Поэтому, в отличие от последователя, альбом стартует и завершается бодрыми текстовыми мотивами. «Low» лично мне сейчас нравится чуточку больше, но «Heroes» однозначно стоит внимания.
Что послушать: мы можем быть героями всего один день или каноничный пример того, как не ставшая огромным коммерчески успешным хитом песня стала самой цитируемой в каталоге исполнителя. 23 место в списке величайших по версии журнала Rolling Stone. Песня, приведшая Дэйва Гаана в Depeche Mode. Этим всё сказано.
Но на титульной песне не стоит останавливаться. Вскользь уже упомянутые «Beauty and the Beast» и «The Secret Life of Arabia» определённо не менее хороши. А также очередной кивок в сторону Kraftwerk – «V-2 Schneider».
Игги Поп – «The Idiot»
Жанр: арт-рок, пост-панк
Хочется ещё Боуи? Да, легко. Вот запись, почти целиком и полностью обязанная Дэвиду своим появлением. Я бы даже выразился, что если бы Игги Поп не был его кумиром, то едва ли карьера последнего каким-то чудом продолжалась и по сей день, ведь с окончательным распадом The Stooges их фронтмен погрузился на самое дно.
Удивительно, сколь серьёзные изменения претерпели два главных действующих лица процесса со времён работы над самым ужасно спродюсированным альбомом в истории – «Raw Power». Наверное, всё дело в желании достичь определённых целей. Можно сказать, что у Зигги и Игги получилось многое. «The Idiot» не только воскресил и перезагрузил карьеру последнего, но и задал ей правильный вектор. Спустя полгода выйдет не менее известный в народе «Lust for Life», на котором, лично для меня, заданная формула сработает куда хуже. Но это дело вкуса.
Что послушать: Иронично, что Поп неоднократно обвинялся в использовании Дэвида Боуи в личных интересах, дескать мало какой вклад можно приписать конкретно отцу панков. История сработала и в обратную сторону, ведь «China Girl», гораздо более сильная именно на альбоме «The Idiot», стала хитом только когда Боуи записал её для своего блокбастера «Let's Dance».
«Nightclubbing» обессмертило появление в саундтреке «Trainspotting», а восьмиминутный эпик «Mass Production» и вовсе породил звучание целой группы под названием Joy Division. Легенду про проигрыватель и верёвку Иэна Кёртиса пересказывать не хочется.
Брайан Ино – «Before and After Science»
Жанр: арт-рок
Собрав под одной вывеской музыкантов из таких разношёрстных групп, как Roxy Music, Hawkwind, Free, Can, Cluster (и это ещё далеко не всё), великий Брайан Ино записал свой последний условный рок-альбом, прежде чем окончательно уйти в сольное эмбиент-звучание и продюсирование взрослевших групп будущего.
Попытка как-то объяснить в двух словах значимость музыки Брайана Ино лично мне совершенно не представляется возможным и в данном случае я даже рискую оказаться предвзятым. Это настолько эклектичная запись, насколько это вообще возможно. Количество приглашённых музыкантов абсолютно коррелирует с количеством использованных инструментов. Что самое главное – Ино здесь возглавляет процесс, как и на большинстве всех тех проектов, в которых он поучаствовал после ухода из Roxy Music. И стиль, с которым ассоциируются композиции, будет слышаться уже в работе с другими музыкантами.
Что послушать: центральной частью «Before and After Science» я считаю причудливую «King's Lead Hat». Мало того, что это один из первых треков надвигавшейся новой волны, так он ещё и предвосхищает творчество тех же Devo и Oingo Boingo. Ах, и ещё следующей в моём списке группы.
Надо понимать, что Ино и поёт самостоятельно и его вокал не каждому будет по вкусу. В таком случае лучше для начала выбрать «Another Green World» 1975-го, где чудесных инструменталок полный набор. Если же такой вокал не пугает – «Before and After Science» отличная отправная точка для знакомства с сольным Ино.
Talking Heads – «Talking Heads: 77»
Жанр: новая волна, арт-панк
Из названия «King's Lead Hat» прекрасно получается Talking Heads, чей дебют также вышел в 77-м. Здесь мы снова оказываемся в нью-йоркском клубе CBGB, где и рос этот великолепный коллектив, возглавляемый излагавшим свои нестандартные мысли на музыку фронтменом Дэвидом Бирном.
В своей книге «Как работает музыка», выпущенной десять лет назад, Бирн написал об альбоме следующее:
«Альбом звучал совсем не так, как в наших головах или как мы привыкли слышать себя на сцене. Может быть, не сработала студийная магия. Его довольно хорошо приняли, но я не думаю, что он даже отдалённо представлял миру нашу группу».
Есть мнение, что музыкант слегка лукавит. Первенец Talking Heads однозначно не является их лучшим альбомом, но вполне даёт возможность втянуться. Да и хитов на все времена не лишён.
Что послушать: кто я говорю о хитах, то на ум прежде всего приходит «Psycho Killer», универсальная песня для новичков с её дикими пассажами. Изначально сочинённая как шутка, она стала ассоциироваться с Talking Heads больше прочих.
Psycho killer, qu'est-ce que c'est?
Fa-fa-fa-fa, fa-fa-fa-fa-fa, fa, better
Run, run, run, run, run, run, run away
Не забываем и про более привычные уху «Uh-Oh, Love Comes to Town», «New Feeling» и «No Compassion».
Electric Light Orchestra – «Out of the Blue»
Жанр: поп-рок, симфоник-рок, прогрессивный поп
Джефф Линн не привык размениваться по мелочам. Пока многие панк-рокеры и относительные ветераны индустрии предпочитали выпускать два альбома за календарный год, лидер ELO выпустил двойной альбом на 70 минут прекрасной музыки. «Out of the Blue» вышел прямо подстать оформлению – космическая музыка, влетающая к вам в голову и поднимающая настроение.
Ну и по крайней мере хоть что-то культовое продавалось хорошо. «Out of the Blue» разошёлся только в одной США тиражом свыше миллиона. Не зря трудился старина Джефф со своей командой.
Что послушать: принято считать «Out of the Blue» концептуальным, хотя по-настоящему концептуальная тут только третья сторона. На ней же и находится главная жемчужина пластинки, «Mr. Blue Sky». Не могу не отметить и ударнейшее начало альбома – «Turn to Stone», «It's Over», «Sweet Talkin' Woman».
The Stranglers – «Rattus Norvegicus»
Жанр: новая волна, панк-рок
Интеллигентные внутри, грязные снаружи. Наряду с The Clash именно эту формацию я бы посчитал в 77-м самыми разнообразными среди «примитивных». При этом The Stranglers ещё и работали интенсивнее – я сегодня выделяю только их дебютник, но в том же 77-м вышел не менее знаковый «No More Heroes». Но опять же, «Rattus Norvegicus» чисто субъективно люблю больше.
Чем же нравятся душители? Рычащий вокал и хорошая гитара Хью Корнуэлла, рычащий вокал и выделяющийся бас Жан-Жака Бёрнела, ровные ударные Джета Блэка. Однако пальму первенства сто процентов забирает выдающийся и недооценённый клавишник Дэйв Гринфилд. Вы никогда не увидите этого человека в списках лучших на своей позиции, но поверьте – он там быть обязан.
Что послушать: начать хотя бы с «Sometimes». Это и есть каноничные The Stranglers – все указанные выше компоненты + скандальный текст, невольно восхваляющий женоненавистничество (так не надо делать). А ведь найдётся ещё «Hanging Around» о буднях в лондонских пабах. А ещё приправленная жирнейшим риффом «Peaches» о чрезмерном увлечении девушками на пляжах.
Thin Lizzy – «Bad Reputation»
Жанр: хард-рок
Среди так называемых динозавров очень хочу выделить ирландский коллектив, возглавляемый харизматичным хрипловатым бас-гитаристом Филом Лайноттом. Общемировая слава накрыла Thin Lizzy годом ранее с выходом хитового «Jailbreak». Вышедший затем «Johnny the Fox» был уже менее успешным, к тому же у Фила начались трения с гитаристом Брайаном Робертсоном.
На «Bad Reputation», восьмом студийнике Thin Lizzy, роль Робертсона сократилась до участия лишь в трёх песнях. В итоге почти все гитарные партии в свои руки взял Скотт Горэм, по сей день несущий флаг наследия Thin Lizzy. По звуку получился чистейший прото-Motörhead. Оно и не удивительно, бас-гитара же доминирует! За продакшн же отвечал известный по работе с Дэвидом Боуи (да, опять!) Тони Висконти.
И да, именно в поддержку этого альбома Thin Lizzy отправились в тур, завершившийся выходом триумфального концертника. Но это будет через год.
Что послушать: никаких хитов, вроде «The Boys Are Back in Town», здесь нет, но этого и не нужно. Отменный звук, все 35 с небольшим минут ласкающий уши. А выделить можно, например, «Soldier of Fortune», «Bad Reputation» и «Dancing in the Moonlight».
Питер Гэбриел – «Peter Gabriel (Car)»
Жанр: арт-рок
Уход из группы Genesis на самом пике позволил Питеру Гэбриелу отдохнуть от большой сцены. Затем он мысленно выкинул все свои странные концертные одеяния и, поразмышляв над концепцией, приступил к записи. Его сольный дебют, вышедший в феврале 1977 года, был встречен крайне положительно.
Релиз показывает все те свойства, коими обладала карьера Гэбриела. Это одновременно и крайне экспериментальная, и в то же самое время вполне доступная запись. Даже с блюзом музыкант заигрывать не стесняется («Waiting for the Big One»). Дальше у Питера всё будет куда более сфокусировано, но пропускать его первый альбом не советую.
Что послушать: наверное, больше всего о Гэбриеле скажет открывающий номер «Moribund the Burgermeister». Но лично я этот альбом люблю за гораздо более печальные «Solsbury Hill» (единственный хит пластинки) и финальную «Here Comes the Flood».
Ramones – «Leave Home» / «Rocket to Russia»
Жанр: панк-рок
Ну ладно, вот здесь я смухлевал. Однако этому есть простое объяснение. Вот вы, даже являясь поклонником творчества Ramones, сможете разделить между собой их первые три работы, выпущенные в промежуток в полтора года? Я вот не смогу. «Ramones», «Leave Home» и «Rocket to Russia» не содержат в себе неожиданных открытий для новичка в 77-м, но есть небезосновательное мнение, что именно Ramones открыли окошко панк-рока в Великобританию.
Стоит признать, отсутствие особого музыкального таланта не мешали Ramones развлекать своих почитателей. Коммерческого успеха они всё равно никогда не достигли, поэтому и злиться на них не стоит. Если выбирать конкретно между этими двумя записями – я всегда больше ценил третий альбом.
Что послушать: «Leave Home» – 30 минут панк-молотилова. Зачем что-то выделять?
«Rocket to Russia» – 31 минута панк-молотилова. Зачем что-то выделять?
Ладно, это же шутка. Второй альбом более цельный, выделить там отдельно что-то сложно. А вот на третьем есть знакомые мотивы. Невозможно обойти стороной такие великие песни, как «Rockaway Beach», «Sheena Is a Punk Rocker», «Teenage Lobotomy» и официально вторую лучшую версию «Surfin' Bird» после оригинальной версию гаражников The Trashmen.
На этом всё. На самом деле перечень моих любимых альбомов легендарного 1977 года не ограничивается перечисленными. Продолжать можно долго, но не хочется заострять внимание только на этом периоде, ведь и дальше будет очень интересно.
Надеюсь, что вам понравилось. Не забудьте оценить материал своими реакциями и в комментариях написать свой перечень любимых альбомов 1977 года. Посмотрим, сильно ли я расхожусь с читателями.
Первая часть, как и обещал, будет по ссылке ниже:
Поддержать канал монеткой:
А ещё можно подписаться на мой активный Телеграм-канал.