Умение дружить — важный социальный навык. Мы не рождаемся с ним — его формируют у нас родители с раннего детства. В статье поговорим об основах детской дружбы, замкнутости у малыша и путях ее преодоления.
Основы детской дружбы у дошкольников
Осознанный интерес к ребятам детки проявляют в 3 года. В этом возрасте они идут в детский сад.
Какие нюансы взаимодействия трехлеток? У них есть интерес друг к другу. Общаться, вести совместную деятельность и игру они не могут. О детской дружбе говорить рано — закладываются ее основы.
Успешность взаимодействия зависит от навыков, которыми овладел малыш в семье, — в процессе общения с родителями. Родители коммуницировали с чадом и между собой — у сына, дочки был образец общения.
Лучше получится дружить у дошкольника, у которого есть брат или сестра — такие ребята выделяются на детской площадке. Они активнее, увереннее, первыми идут на контакт, играют.
Малыш был предоставлен сам себе, родители мало общались с ним и между собой, дитя много времени проводило за просмотром мультиков — у ребенка будут сложности в общении. Он может быть замкнутым, агрессивным, отнимать игрушки, не понимать происходящего на площадке.
Принципы детской дружбы у дошкольников
Ведущая деятельность ребят до 7 лет — игра. Через нее они учатся общаться. Принцип детской дружбы — малыши вовлечены в одну деятельность, играют рядом, но не вместе. Они могут выполнять одинаковые действия, играть в одну игру — сами по себе. Потребности друг в друге у них нет.
Для малыша на первом месте игрушка. Другой малыш — помеха, особенно при несовпадении интересов, желаний.
Модель детской дружбы нормальна для трехлетнего возраста. Она закладывает фундамент для развития коммуникативных навыков. В норме взаимодействие усложняется с 4 лет.
Модель детской дружбы с 4 лет
Детки переключаются с себя и игрушек на других ребят. Им интереснее играть с ровесниками — мама и игрушки отходят на второй план. Они осознанно ищут общества сверстников. Ярко это проявляется в детском саду: малыши играют вместе.
К 5 годам у них возникает новая потребность — в уважении, признании друзей. На этой почве возникают конфликты: пятилетки эгоцентричны — для них важнее собственные чувства, высказывания, действия, желания. В общении каждый сконцентрирован на себе, в приоритете собственные желания.
Ребята не умеют идти на компромиссы, ставить себя на место других, уступать. Они не слышат друг друга — диалог не получается. Каждый говорит о своем, хочет быть лучшим, лидером — на этой почве постоянно возникают конфликты.
Преодолеть кризис, научить пятилеток полноценно общаться помогут взрослые— родители, воспитатель в детском саду.
Как научить дошкольников общаться
Переключите внимание малыша с себя на других. Откройте ребятам друг друга. Покажите: малыши в коллективе (в детском саду, на площадке) хорошие. Называйте их ласково, указывайте на достоинства, предлагайте повторить действия друг друга.
Организуйте совместную деятельность. Для малышей до 4 лет идеально подходят хоровод, игра «Каравай», «Карусель». Они выполняют одинаковые действия, наблюдают за одногруппниками. С 4 лет аналогом служат игры «Испорченный телефон», «Зеркало».
Научите действовать согласованно. Поможет игра «Сороконожка». Ребята действуют четко и слаженно, подстраиваются под соседа, играют в команде — строят сороконожку. Без этого цели не достичь. Они учатся быть внимательными к товарищам, формируется чувство общности — это фундамент детской дружбы.
Научите осознавать свои эмоции. Актуально для пятилетнего возраста. Учим малышей понимать чувства — свои, товарищей. Полезна игра «Охота» — у всех одинаковые переживания. Это сплачивает.
Ролевые игры. Дают огромные возможности для развития детской дружбы! Придумайте сюжет: спасти принцессу от дракона, перевести бабушку через дорогу, вылечить девочку. Ребята учатся поддержке, взаимопомощи.
Научите выражать свое отношение словами. Отрабатывается в ходе ролевой игры: похвалить Машу (Таню, Ваню).
В ходе игр дошкольники научатся правильно общаться, дружить и найдут свое место в коллективе.
Замкнутый ребенок: как помочь
Замкнутость — черта характера. Ее формированию способствует строгое воспитание, авторитарные родители, болезненность малыша и частое пребывание в больницах, стрессы, тип темперамента — флегматики не нуждаются в обществе.
Малыш с трудом идет на контакт со сверстниками, живет в своем мире, у него нет товарищей? Это может говорить о патологии. Покажите его психологу. Он оценит ситуацию, выявит причину замкнутости и даст рекомендации по ее преодолению.
10 советов от психологов родителям
- Повышайте самооценку сына, дочки. Хвалите, поощряйте. Любите дитя, холите и лелейте самооценку, взращивайте ее — это залог уверенности и счастья в будущем.
- Поработайте с переживаниями, чувствами крохи. Индивидуально, в группе. Научите его выражать эмоции вербально.
- Запишите в театральный кружок. Поможет при желании сына, дочки. Юные актеры становятся раскрепощенными, смелыми, открыто выражают эмоции.
- Заводите новые знакомства. Стимулируйте чадо к общению. Ходите на детскую площадку, запишите в секцию, кружок с учетом интересов — детская дружба заводится там не сразу, но легко.
- Физический контакт. Обнимайте, целуйте, гладьте малыша. В незнакомой обстановке держите за руку, прикасайтесь к нему — замкнутому крохе нужна ваша поддержка среди чужих людей.
- Интересуйтесь состоянием дочки, сына. Он грустит, печален? Спросите о причине, предложите помощь.
- Стимулируйте к вербальной коммуникации. Создавайте ситуации: пойдите вместе в магазин и попросите дитя узнать у сотрудника цену на продукт. Стимулируйте к речевой активности. Кроха не хочет? Не давите на него.
- Приглашайте гостей. У вас есть друзья с детками? Зовите их к себе в гости, проводите время.
- Играйте вместе. Развивающие, командные и ролевые игры, рисование, сочинение историй по сюжету в виммельбухе стимулируют развитие коммуникативных и речевых навыков.
- Задавайте вопросы. Интересуйтесь мнением, желаниями чада. Пытайтесь разговорить.
Замкнутость — не стеснительность. Для ее преодоления стимулируйте к общению. Не давите на дитя — будьте терпеливы.
Как научить ребенка дружить с детьми
Умение дружить — социальный навык. Фундамент его закладываете вы, родители. От вас зависит успешность контактирования чада с людьми.
Основа детской дружбы — умение находить общий язык, контролировать свои эмоции и эгоизм, считаться с товарищем, его желанием и мнением. Умеющий дружить ребенок заботливый, внимательный, щедрый. Качества закладывают родители с раннего детства. Будьте правильным примером для чада.
У ребенка есть 2 типа друзей — врожденные и приобретенные. Отношения с ними строятся по-разному. Помогите сыну, дочке выстроить их.
Врожденные товарищи
Малыш получает их от вас. Это дети ваших друзей, родственников. Вы вместе проводите выходные, отмечаете праздники — дети общаются. Отношения складываются глубокие: в них присутствуют позитивные и негативные эмоции, обиды, страхи.
Будьте для чада психологом: помогайте выстраивать отношения, разбирайте неприятные ситуации, учите искать выходы из них, делитесь опытом. Детская дружба окрепнет, конфликты будут реже, общение станет глубже.
Приобретенные товарищи
Их ребенок выбирает сам — в детском саду, спортивной секции, кружке, на площадке. Одни знакомства мимолетные, другие перерастают в крепкую детскую дружбу на долгие годы.
Отношения строятся на знании и соблюдении правил поведения в социуме, владении базовыми коммуникативными навыками, здоровой самооценке и комфорте в коллективе.
Советы психологов
Как вы можете помочь чаду? Вот советы от психологов:
- Научите малыша вливаться в коллектив, привносить в него позитив. Расскажите об играх — дитя покажет их ребятам в детском саду. Веселые игры «Испорченный телефон», «Дорисуй» (один начинает рисунок, второй его продолжает) сплачивают коллектив;
- Влейтесь в круг общения дочки, сына. Поддерживайте связь с родителями его товарищей. Предложите вместе гулять на площадке, ходить в парки развлечений. Соблюдайте границы — навязчивость навредит;
- Контактные игры.Развивают коммуникативные навыки игры «Твистер», «Путаница».
Следуйте советам психологов. Маленькая дочка, сын легче будет заводить друзей, конструктивно взаимодействовать, выходить из конфликтов. В старшем возрасте станет открытым человеком, душой компании, пронесет детскую дружбу через годы. Модель поведения с чадом способствует теплым доверительным отношениям между вами.
Правила дружбы в детском саду
Дочке, сыну исполняется 3 годика и он идет в сад? Подготовьте его к событию! Он адаптируется и вольется в коллектив. Расскажите о других малышах в садике: с ними дитя будет играть, веселиться, гулять на улице, кушать.
Малышу исполнилось 4 года и больше? Расскажите о правилах дружбы в саду:
- Товарищи злятся друг на друга — это нормально. Вы можете обидеться, рассердиться, разогреваться друг на друга. От этого вы не перестали быть друзьями. Обсудите свои чувства;
- Не решай конфликты через драку. Ты поссорился с товарищем или ваши мнения, желания разошлись? Кулаками ситуации не решают — учите чадо вести диалог, искать компромисс;
- Друзья могут играть с другими ребятами. Ребята ревнуют друзей. Объясните чаду: товарищ — не его собственность, и наоборот. Друг играет не с тобой — это не повод для ссор и обид;
- Ты можешь иметь 2 и больше товарищей. В детском саду разные ребята — с каждым можно дружить. Можно подружить товарищей между собой.
Ответственность за климат в коллективе ложится на плечи воспитателя. Он создает благоприятную атмосферу для формирования личности каждого малыша, коммуникативных навыков воспитанников.