Репутация бренда – это словосочетание, которое широко употребляется в сфере маркетинга и бизнес-стратегии. С юридической точки зрения, его аналогом можно считать понятие «деловая репутация», закрепленное в ст. 152 ГК РФ.
В отсутствие легального определения наиболее содержательным, на мой взгляд, является предложенное Верховным Судом:
«Под деловой репутацией организации можно понимать ее профессиональную репутацию, которую она заработала в среде аналогичных профессионалов (н., коммерсантов) и лиц, на которых направлена деятельность организации (н., потребителей)»
Иными словами, репутация бренда (деловая репутация) — это сформировавшееся общее мнение о его деятельности. Причем устойчивая положительная репутация является важным нематериальным активом, который позволяет популяризовать и продвигать свои продукты на рынке.
С юридической точки зрения, репутация – это
- Неимущественное благо, охраняемое действующим законодательством
- Включает в себя как репутацию самой организации, так и ее руководителя
- Может передаваться путем внесения в уставной капитал простого товарищества (ст. 1042 ГК РФ) с ее соответствующей денежной оценкой
Субъективное право юридического лица на деловую репутацию включает в себя возможность принимать действия для привлечения к юридической ответственности лиц, умаляющих его деловую репутацию и устранения связанных с этим негативных последствий.
Предмет доказывания в данном случае составят:
- Факт распространения сведений негативного характера по отношению к другому юридическому лицу (в т.ч. указывающих на недобросовестную предпринимательскую деятельность)
Под распространением следует понимать любые действия, в результате которых сведения стали известны третьим лицам (или хотя бы одному). При этом форма (сообщения в СМИ, посты в сети Интернет, устное сообщение и т.д.) значения не имеет.
- Не соответствие таких сведений действительности, что обосновывает их порочащий характер
В случае доказанности состава правонарушения, пострадавшая сторона может в зависимости от обстоятельств дела выбрать один из способов защиты (ст. 152 ГК): опровержение, замена или отзыв документа, удаление, пресечение или запрет дальнейшего распространения сведений, а также возмещение убытков, причинённых распространением порочащих сведений.
Следует отметить, что в последние годы происходит существенный рост интернет-коммерции с использование различных площадок, включая Instagram, Telegram и ВКонтакте. Практически полное отсутствие проверки личных данных пользователей при создании учетных записей в соц. сетях порождает анонимность злоумышленников и крайне затрудняет их привлечение к юридической ответственности. Поэтому ключевой элемент в стратегии защиты репутации бренда в Интернете – активное интернет-присутствие, т.е. создание и управление собственными страницами в соц. сетях для формирования положительной репутации.
#патентное бюро #репутация компании #репутация в сети
#репутация бренда #репутация в интернете
#юрист #юридическая помощь