Найти тему
О жизни и тайне

Ребенок себя калечит (неконтролируемая истерика). Это симптом?

Второй час моя 3 летняя дочь билась в истерике, она швыряла всё, что попадалось под руку, разбила мой телефон, билась головой об кафель, кусала свои руки и била себе по щекам. Она кричала во всё горло: «Не трогайте меня, вы делаете мне больно!» А ее никто не трогал.

Мы с мужем были в шоке, беспомощно смотрели друг на друга. Он потом сказал мне: «А с ней точно все в порядке? А если она сошла с ума?» Я не знала, что ответить…

Полночи потом отходила от увиденного. Мое материнское сердце переполняли страхи, зачем-то вспомнила ту передачу по TLC про ребёнка с шизофренией, когда родители прятали ножи и даже вилки. Еле-еле дождалась утра и позвонила нашему неврологу. 

Днём мы уже были в клинике на приёме.

—Моя Старшая дочь намеренно себя калечит, она отказывается идти спать, всё из-за этого!

Выпалила я прямо с порога!

Врач у нас необычный. К обычным я не обращаюсь, нам нужен не стандартный подход. Старшая неординарный ребёнок. И далее я об этом расскажу.

Дочка уже расположилась за игровым столом в кабинете и осваивала игрушки.

Врач резко подошёл к моему ребёнку, передвинул соседнюю от неё игрушку, и также резко сел на своё кресло, и пристально наблюдать.

Она секундно колебалась. Положила игрушки, вскрикнула: «Мама!» Встала, задвинула за собой стул и побежала ко мне.

— Она абсолютно вменяема. Я буду работать конкретно с вами, мама! Если бы у неё были проблемы с психикой, она не стала бы задвигать стул. Она находится в полной осознанности, просто раздвинула границы! И вам надо работать над собой и не давать себя прогибать.

Как же так? Я очень тщательно слежу за этими границами, я последовательна в воспитании, и отдаю всю себя этому процессу.

Доктор прервал мои мысли и продолжил:

—Как я вам ранее говорил, она очень умная, намного умнее своих сверстников, с ней нельзя «по шаблону», ее сознание намного старше 3 летнего ребенка. *Причины этого я рассказала тут Мой ребёнок не спит ночами. Я нашла решение! 

Диагноз наш: Дисгармоничное развитие. 

Я никогда не была за раннее развитие, не вступала в гонку под названием «А мой ребёнок в 3 года умеет читать и цитирует Шекспира».  Но в 2,5 месяца она повторяла сложные звуки, а накануне 5 месяцев говорила «Баба» и «Папа». Я никогда раньше не понимала, что это ОНА спешит развиваться, я почему-то думала, что это Младшая отстаёт. Но Младшая абсолютно нормально развивается по возрасту. 

Старшая рано начала говорить предложениями, считать, знала как пишутся буквы и цифры. Она требует ее учить. Садится с книжками и спрашивает какая это буква, мгновенно запоминает. Обожает дошкольные учебники, которые нам надарили родственники и друзья «на будущее».

Врач продолжил:

— Вас слишком много, ей нужна самостоятельность. Отпустите её.

Он дал мне ценнейшие советы по воспитанию:

  • Слово-Слово-ДействиеСказать то, что от неё требуется и отойти, не стоять над ней, дать переварить информацию. Не выполняет? Подойти и повторить. Снова не выполняет? Сделать самой через сопротивления и оры. 

Например: вы собираетесь в магазин, она не хочет одеваться. Говорите: «Одевайся, нам пора идти». И уходите. Через 3 минуты если не одевается, подходите и повторяете. Снова уходите. Если и сейчас не оделась, одеваете ее сами и тащите через сопротивления силой.

  • Строгий режим и распорядок дня и ритуалы. Никаких отступлений и поблажек. Ритуал на сон короткий и одинаковый. Умылись, пижама, одна сказка и спать. При этом важно не сидеть на ее кровати. А поставить рядом стул и сидеть на нём. После сказки встала и вышла. Естественно у неё протест, требование ещё одной сказки, полежать вместе, дать попить и так далее. Нельзя отступать, надо быть более решительной, стоять на своём. Если выходит из комнаты, молча заводить обратно и укладывать. И повторять это столько раз, сколько это будет нужно.
  • Не исполнять все прихоти. Раньше я считала, что если буду игнорировать просьбы, то потеряю контакт, ребёнок решит, что я его не слышу. А она любитель завалить просьбами и требованиями, начиная от «дай мне печенье» до «порисуй, почитай, потанцуй, спой мне». Есть золотая середина. Не отказать, а объяснить: «Печенье мы будем кушать на полдник» «Книгу обещаю почитать перед сном» и тд.
  • Коротко и по делу. Строго запрещены нравоучения с моей стороны, говорить коротко, что от неё требуется. Нравоучение только раздражают ее, она и так всё это знает.
  • Обездвиживание. Это быстрое купирование неконтролируемой истерики. Это было самым сложным для меня. Суть заключается в следующем: взять крепко ребёнка и сковать движения.

Врач пояснил, так делают животные с детенышами, которые не слушаются и подвергают себя опасности. Например львица ложится всем весом на львёнка, и лежит так до тех пор, пока он не подчинится. 

Держать ребёнка нужно до полного успокоения, это может быть и 20 и 40 минут. В момент истерики ребёнок вас не слышит, абсолютно бесполезно что-то говорить. Он будет и дальше биться об пол. Просто обездвижить и ждать успокоения. 

Мне казалось удерживать ребёнка-это грубое нарушение его границ, и так вообще нельзя поступать. Но когда я поделилась об этом с одной знакомой, она сказала: «Ты знаешь, я в детстве специально закатывала маме истерики, мне просто было необходимо, чтоб она меня крепко обняла и удерживала, а она ничего такого не делала, я сейчас прорабатываю это психологом».

Эти практические советы достаточно универсальны. И подходят не только моему ребёнку. Я в этот же день стала всё перечисленное применять на практике, и истерики полностью ушли. Поделитесь, может быть у вас есть свой метод купирования истерик?