О чем может рассказать дверь на картинах прерафаэлитов и не только.
Живопись - отражение жизни, но весьма условное. Может поэтому далеко не все реальные предметы сохраняют в живописи свои функции и назначение.
Прекрасным примером такого дуализма может служить дверь, функции которой в реальной жизни довольно позитивны. Если вы хотите куда-то войти, или откуда-то выйти, вы не станете лезть через стену или пробираться в окно, вы воспользуетесь дверью.
Вот только в живописи этот метод не сработает. Если и есть у художников XIX столетия практически единодушно депрессивный символ, так это дверь. Если уж она присутствует на картине, да еще не в качестве случайного элемента или части реального интерьера, а в качестве действующего лица, так она непременно наглухо закрыта или же вот-вот закроется.
Непреодолимые преграды, утраченные возможности, расставания навсегда, - все это в живописи XIX столетия символизирует дверь.
Вопреки окну, которое в живописи трактуется как символ надежд и возможностей, пусть и подернутых налетом драматизма или меланхолии, дверь в живописи символизирует только утрату и одиночество.
Справедливости ради надо отметить, что такое отношение к дверям началось много раньше XIX столетия. Картины с подобной трактовкой входных элементов можно найти уже в эпоху Возрождения. Таков, например, знаменитый "Отверженный" Сандро Боттичелли.
И это не случайно. Первичной функцией двери было отнюдь не впускать, а скорее, не выпускать. Еще и сегодня в архитектурном словаре дверь расшифровывается как "подвешенная на петлях, скользящая или подъемная панель, закрывающая вход в здание или в помещение".
Связанные с дверями словосочетания это значение преграды только подчеркивают. Вспомните, например, "встречи при закрытых дверях" - т. е. те, куда закрыт доступ для посторонних, или возможность "указать кому-то на дверь" - т. е. заставить уйти.
И все же язык, как и реальная жизнь, сохраняют для дверей двойной функционал: они могут быть не только закрыты, но и открыты. Тогда как художники в своей трактовке вполне однозначны.
Именно с их легкой руки двери стали не только символом едва ли не тюремного заключения, но и человеческой черствости. Не даром их всегда изображают запертыми за спинами тех, кто нуждается в помощи.
Интересно, что дверь для художников XIX столетия много хуже стены. Ведь стены - это реальные преграды, тогда как дверь может быть открыта, но ее не желают открыть.
Двери - это наши предрассудки и предубеждения, наша косность и замкнутость, наша черствость к чужим несчастьям, наш страх новизны. Эта дверь оказалась настолько прочна, что для того, чтобы ее открыть, Рене Магриту пришлось ее просто выбить.
Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood