Найти тему

"Выхода нет" ... и входа тоже

О чем может рассказать дверь на картинах прерафаэлитов и не только.

Зрительная иллюзия с молодой монахиней, выглядывающей из-за ставни. неизвестный художник. XIX век.
Зрительная иллюзия с молодой монахиней, выглядывающей из-за ставни. неизвестный художник. XIX век.

Живопись - отражение жизни, но весьма условное. Может поэтому далеко не все реальные предметы сохраняют в живописи свои функции и назначение.

Прекрасным примером такого дуализма может служить дверь, функции которой в реальной жизни довольно позитивны. Если вы хотите куда-то войти, или откуда-то выйти, вы не станете лезть через стену или пробираться в окно, вы воспользуетесь дверью.

Вот только в живописи этот метод не сработает. Если и есть у художников XIX столетия практически единодушно депрессивный символ, так это дверь. Если уж она присутствует на картине, да еще не в качестве случайного элемента или части реального интерьера, а в качестве действующего лица, так она непременно наглухо закрыта или же вот-вот закроется.

Непреодолимые преграды, утраченные возможности, расставания навсегда, - все это в живописи XIX столетия символизирует дверь.

Закрывающаяся дверь. Анна Альма-Тадема. 1899 г.
Закрывающаяся дверь. Анна Альма-Тадема. 1899 г.

Вопреки окну, которое в живописи трактуется как символ надежд и возможностей, пусть и подернутых налетом драматизма или меланхолии, дверь в живописи символизирует только утрату и одиночество.

Справедливости ради надо отметить, что такое отношение к дверям началось много раньше XIX столетия. Картины с подобной трактовкой входных элементов можно найти уже в эпоху Возрождения. Таков, например, знаменитый "Отверженный" Сандро Боттичелли.

Отверженный. Сандро Боттичелли. 1496 г.
Отверженный. Сандро Боттичелли. 1496 г.

И это не случайно. Первичной функцией двери было отнюдь не впускать, а скорее, не выпускать. Еще и сегодня в архитектурном словаре дверь расшифровывается как "подвешенная на петлях, скользящая или подъемная панель, закрывающая вход в здание или в помещение".

Связанные с дверями словосочетания это значение преграды только подчеркивают. Вспомните, например, "встречи при закрытых дверях" - т. е. те, куда закрыт доступ для посторонних, или возможность "указать кому-то на дверь" - т. е. заставить уйти.

И все же язык, как и реальная жизнь, сохраняют для дверей двойной функционал: они могут быть не только закрыты, но и открыты. Тогда как художники в своей трактовке вполне однозначны.

Именно с их легкой руки двери стали не только символом едва ли не тюремного заключения, но и человеческой черствости. Не даром их всегда изображают запертыми за спинами тех, кто нуждается в помощи.

Акт веры. Рене Магрит. 1960 г.
Акт веры. Рене Магрит. 1960 г.

Интересно, что дверь для художников XIX столетия много хуже стены. Ведь стены - это реальные преграды, тогда как дверь может быть открыта, но ее не желают открыть.

Двери - это наши предрассудки и предубеждения, наша косность и замкнутость, наша черствость к чужим несчастьям, наш страх новизны. Эта дверь оказалась настолько прочна, что для того, чтобы ее открыть, Рене Магриту пришлось ее просто выбить.

Светоч Мира. Уильям Холман Хант. 1854 г.
Светоч Мира. Уильям Холман Хант. 1854 г.

Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood