Найти в Дзене
Андрей Горев

«Человек эрудиции» и «человек, завороженный неведомым»

Оглавление

Есть люди, которым важно знать все базовые сведенья о мире, но не мало и таких людей, для которых эрудиция ничего не значит, им не так важно, что уже изобрели до них, их манит неизвестность, тянет в неведомое. Они готовы изобретать велосипеды или наблюдать за тем, что еще только проявляется из небытия, а не заучивать наизусть всем известные сведенья и факты.

Человек эрудиции гордится своими знаниями, своей включенностью в культуру, в силу этого он как правило конвенционален и сильно ориентирован на то, чтобы его продукты его труда и вся его жизнь в целом были одобряемы его социальным окружением, для него важно принадлежать культуре и социуму.

Человек, ориентированный на неведомое, на то, что еще не было явлено миру, чьи черты еще только начинают проступать на фоне обыденности, чаще всего безразличен к социальным нормам, и он не очень понимает, почему можно гордиться достижениями культуры, если все это было обнаружено или придумано кем-то другим.

Истероиды как самые яркие представители социума и культуры

Люди с истероидной акцентуацией характера обычно очень чувствительны к красоте и стилю, они ориентированы на то, чтобы как-то проявить себя на фоне окружающего и окружающих. Они редко изобретают что-либо сами, но стремятся представить в лучшем виде то, что им самим кажется значимым и важным.

Если истероид ориентирован на социум, то он один из первых заметит новые веянья моды и появится в своем окружении в новых нарядах, при этом эти наряды будут подобраны с величайшим вкусом. Если он больше ориентирован на культуру, то вы именно от него в первый раз услышите о каких-либо новых открытиях науки или достижениях искусства. Именно у истероидов можно узнать, какие новые стили появились в живописи, или какие литературные течения входят в моду.

Если в характере истероида есть примесь шизоидных черт, то он и сам может оказаться законодателем моды, при этом его стиль может оказаться как предельно изысканным, так и шокирующе вызывающим. Шизоид с истероидным фасадом может вывести на всеобщее обозрение то, что давно лежало на поверхности, но никем не было замечено, и при этом заявление о новом открытии прозвучит очень ярко и рельефно.

-2

В том случае, когда мы имеем дело с травмированным истероидом, то даже его яркая «асоциальность» будет тем не менее вызывающей демонстрацией социуму того, что в нем присутствует, но обычно им отвергается или умалчивается. Асоциальность травмированных истероидов – это социальность со знаком «минус».

Шизоиды – это те, про кого говорят: «он не от мира сего».

Очень часто творческих людей представляют в виде некоторых чудаков, которые бывают как бы не от мира сего. Это может быть и герой сериала «Теория большого взрыва» Шелдон, и чей-то бывший одноклассник, который не был столь оригинальным, а чурался людей, носил какую-то нелепую одежду, а если вдруг и начинал о чем-то говорить, то понять его было сложно.

Шизоиды действительно способны видеть что-то за пределами социума и культуры, по причине того, что социум многих из них не особо сильно цепляет, точно так же, как и культура. Не будучи завороженными социумом или культурой шизоиды действительно способны созерцать что-то неявное и неведомое, но только эта находящаяся за пределами конвенционального мира реальность далеко не всегда проявляется в сознании шизоидов в виде какого-то нового и необычного узора, очень часто игнорируя культуру и социальные нормы шизоиды созерцают бессмысленный и непонятный ими самим хаос.

Мир шизоида – это не всегда роение оригинальных мыслей и причудливых фантазий, это не всегда всплывающие из небытия необычные образы. Очень часто в сознании шизоида роятся непонятные неряшливые и неспособные приобрести внятные очертания смыслы и образы, его разум может оказаться неспособным уловить и удержать рвущиеся сети невнятных закономерностей. Иногда неведомое не помогает шизоидам явить в мир что-то новое, а скорее мешает им вникнуть в обычную жизнь с ее кондовыми социальными законами и культурными нормами.

Чем более глубокое и качественное образование получил шизоид, тем больше у него возможности не тонуть в хаосе неведомого, а делать явным что-либо скрытое от власти социума и культуры. Истероиды, эпилептоиды или параноиды могут получить хорошее образование и стать эрудированными людьми, даже не будучи особенно умными. Шизоид же может достичь статус эрудированного человека только имея высокий уровень интеллекта. И даже будучи хорошо образованным человеком он все равно будет томится от того, что очень многого в этом мире он не понимает.

Не совсем полное совпадение типологий

Предлагаемая здесь смысловая ось «эрудиция – неведомое» более мнее накладывается на существующие типологии характеров, и как бы вписывается в задаваемое ею мыслительное пространство. Но тем не менее не полностью совпадает с ним. Так обращенность у «неведомому» действительно позволяет понять что-то новое про шизоидов, а обаяние истероидов во много объясняется их социальным чутьем и глубоким пониманием культуры. Но тем не менее полного совпадения здесь не наблюдается.

Существуют умные и хорошо социализированные шизоиды, которые ориентированы только на социальный успех и на карьеру. А увлечение неведомым им кажется такой же глупостью, как и «эмоциональные сопли» восторженных истероидов, которое дорожат своими «новыми впечатлениями», «необычайными чувствами» или никогда ранее не встречавшимся им в жизни эмоциональным опытом.

Обладающие слегка инертным и вязким мышлением эпилептоиды тем не менее способны вгрызаться в гранит науки, а дисциплина мышления и внимание к деталям позволяют им не упустить ранее незамеченные факты и закономерности. И как мы уже говорили, обладание чувством стиля и гармонии позволяет истероидам увидеть эту гармонию не только в культуре, но и в природе, что в свою очередь позволяет им делать научные открытия.

-5
Вопросы психологу и консультации психолога