Автопроизводители всего мира сталкиваются с колоссальными проблемами. У них острая нехватка комплектующих, в первую очередь электронной умной начинки. Плюс у них подорожало всё сырьё, из которого изготавливается транспорт: металл, пластик, резина, кожа для сидений. Это приводит к падению производства. Так в Великобритании в феврале производство новых легковушек упало на 41% по сравнению с февралём прошлого года. Главной причиной стал дефицит микрочипов. И это не начало падения, а продолжение, то есть и без того слабая отрасль рухнула ещё глубже.
Такие громкие цифры падения зафиксированы не везде, но общая тенденция налицо. Это связано со всеми проблемами, которыми живёт население земли. Майнеры криптовалют оттягивают на себя ресурсы. Строят фермы, в итоге меньше редкоземельных металлов и другого сырья достаётся автопроизводителям. Ну а рост денежной массы во всём мире привёл к такой бурной инфляции, с которой многие жители развитых стран никогда не сталкивались.
Рассмотрим рынок новых автомобилей в России. У нас в марте произошло падение продаж на 63%. А выдача автокредитов упала на 80%. Тут есть как локальные причины, наши внутренние, так и глобальные, характерные для всех. Кроме дефицита чипов у российских автопроизводителей теперь нехватка других запчастей из-за санкционной войны и нарушения логистических цепочек. Далеко не всё можно быстро импортозаместить или начинать покупать в Китае, а не Европе. Также многие глобальные автоконцерны прекратили поставлять продукцию на российский рынок. Также был ряд громких новостей о закрытии на нашей территории заводов, собирающих иномарки международных гигантов.
К этому добавилось и изменение потребительского поведения. Люди стали больше экономить и отказываться от дорогих товаров. На старой машине можно поездить ещё несколько лет. Поэтому с покупкой новой автолюбители решают повременить. То есть налицо как падение предложения, так и сокращение спроса. Авторынок в России затухает, хотя и остаётся шестым в Европе по числу проданных машин. В начале года он был пятым.
Мы вылетели из первой пятёрки, но не покинули первую десятку просто потому, что обвал наблюдается во многих странах мира. Так, в Италии и Испании продажи в марте ухудшились на 30%, во Франции на 20%, в Германии на 18%. Скромнее, чем в России, но всё равно это чувствительные потери для такого развитого авторынка как Европа.
Любопытно, что на этом фоне у нас практически не поменялись цены на бензин и дизельное топливо. России стало труднее продавать нефтепродукты на мировом рынке. Больше горючего стало реализовываться на внутренних заправках, предложение выросло, спрос благополучно насыщается, вот цены и не растут, даже чуть-чуть падают.
Чего не скажешь о стоимости самих железных коней и запчастей к ним. По многим позициям подорожание в два раза. Автосервисы за услуги тоже стали брать больше. Люди меньше покупают новые машины, чаще ездят на старых, те ломаются, им нужен ремонт. Поэтому автосервисы сейчас на подъёме. Озвучу ещё несколько тенденций.
Торговля автомобилями с пробегом стала гораздо активнее, чем раньше. Всё больше людей пытаются на этом играть. Покупают, скажем, за 1,5 миллиона и сразу же выставляют на продажу за 2 миллиона. Ценообразование нынче сложное, странное и непонятное. Никто толком не знает, сколько по справедливости стоит тот или иной железный конь. Рынок разбалансировался, поэтому спекуляций стало гораздо больше. Дилеры-любители колесят по всей стране, выбирают выгодные предложения, покупают, продают, пользуются тем, что в разных регионах цены неодинаковые, и неплохо зарабатывают.
Характера и такая черта. Год назад идея продать собственную машину и в дальнейшем ездить на такси казалась неблагоразумной. В наши дни рациональность этого замысла немного возросла. Услуги такси подорожали далеко не так стремительно, как стоимость автомобилей. В Симферополе цена поездки и вовсе осталась плюс-минус на прежнем уровне. Сказывается то, что цены на бензин и солярку стабильны. Поэтому человек, продавший своего железного коня, может за вырученные деньги оплатить большее число поездок на такси, чем раньше.
Это по-прежнему не так выгодно, как ездить на своих колёсах, но продать машину автовладельца могут подталкивать и другие факторы. Скажем, срочно нужны деньги для первого взноса по ипотеке. В этих условиях выбор очевиден. Дорогой актив надо продать и пользоваться тем ресурсом, который дешёвый. В обсуждаемом нами случае это такси.