Пьянство, начиная с доисторических времен, всегда было и продолжает оставаться огромной бедой человечества. Разумеется, эта проблема не обошла стороной и Советский Союз.
В стране победившего пролетариата боролись с зеленым змием неустанно: то объявляли, то отменяли сухой закон, безжалостно арестовывали самогонщиков, пропесочивали любителей выпить на партсобраниях, создавали сеть вытрезвителей и специализированных лечебниц, устраивали «доски позора», на которых вывешивали фотографии пьяниц.
Еще одним средством борьбы с пьянством были карикатуры. Самодеятельные художники рисовали их для стенгазет, а профессиональные публиковали в газетах и журналах. В популярнейшем советском сатирическом журнале «Крокодил» даже действовала постоянный раздел «Под углом 40 градусов», в котором публиковались фельетоны и карикатуры на тему пьянства.
Подлинно грандиозный размах бытовое пьянство в СССР приобрело с приходом хрущевской оттепели. В сталинскую эпоху пьянство на рабочем месте приравнивалось к вредительству, поэтому любители выпить прикладывались к бутылке только в свободное от работы время. Но с началом «оттепели» нравы настолько смягчились, что бракоделов, которые были «под мухой», уже никто не ссылал в лагеря. Их требовалось перевоспитывать на местах.
Подобное послабление открыло безграничные возможности выпивать прямо на рабочем месте, чем многие несознательные граждане и не преминули воспользоваться.
С наступлением брежневской эпохи застоя пьянство на рабочих местах приняло характер, угрожающий национальной безопасности. Пить могли все, кто пожелает. Уволить человека за пьянство было очень трудно.
«Крокодил» после заката сталинской эпохи в каждом своем выпуске печатал хотя бы одну карикатуру или фельетон, высмеивающие пьянство.
Художественный уровень крокодиловских антиалкогольных карикатур был очень высок. Они представляли собой настоящие жанровые картины с хорошо продуманным сюжетом и мастерским исполнением. Художники работали в стиле советского реализма, который требовал отличной проработки деталей и правильной перспективы. Публиковать комиксы, похожие на детские каракули, тогда никому даже в голову не приходило.
Одними из самых смешных были карикатуры, которые рисовал Иван Семенов (1906—1982 гг). В качестве карикатуриста художник дебютировал именно в «Крокодиле» в 1931 г.
Карикатуры Семенова поражают своей живостью, выразительной мимикой персонажей, богатством фона. Его юмор действительно умный, содержательный. Бытовые ситуации воспроизводятся с фотографической точностью, и одновременно в композиции присутствуют гиперболические преувеличения, как и положено карикатурному жанру.
Рисунки Семенова самым непосредственным образом связаны с действительностью, даже если персонажи, высмеивающие пьянство, изображены в виде животных из басен. Ощущение реальности происходящего на картинке не покидает зрителя ни на минуту.
Композиции полны действия, они больше похожи не на статические картинки, а на мультфильмы или юмористические рассказы. Этот эффект достигается за счет тщательно проработанных деталей и большого количества персонажей. Такие антиалкогольные рисунки интересно неоднократно и подолгу рассматривать.
Художник так заразительно (но совершенно беззлобно) смеется над пьянчужками, что зритель не может не присоседиться к его смеху. Зритель невольно полностью разделяет юмор художника и воспринимает идею, которую он старается донести своей карикатурой. Наверняка карикатуры Семенова спасли от алкоголизма не одну жизнь.