В переходе к Москве-Сити обычно пусто. Говорят, что по утрам там много народу, но я там был днём. В память врезались пыльные стекла и какая-то звенящая тишина. Лишь разговоры моих детей нарушали устоявшийся порядок и шлепанье их ног выдавало жизнь. Не помню почему именно таким маршрутом мы пошли на встречу с моим братом, но видимо гуляли на Кутузовском проспекте и свернули на мост. Сейчас-то хорошо, открыл в телефоне карту и иди. Тебе даже думать не надо, а в начале нулевых, когда я таскался в одиночестве по Москве никаких карт с телефонами не было. То есть телефоны-то были, но совсем не такие как сейчас. Забавно, но я помню, когда мост ещё только строился. Да и вся Москва-Сити была одной большой стройкой. Так вот в этом переходе я увидел скульптуру, которая заставила остановиться и задуматься. Ведь что-то точно такое же по стилистике я где-то видел. И увидев автора скульптуры «Древо жизни» я сразу же вспомнил где именно есть нечто похожее.
Нечто похожее есть в Магадане. Сам я там к сожалению, до сих пор не был, но очень хочу. И соответственно основные достопримечательности тех краев успел изучить. Так вот в Магадане расположилась так называемая «Маска скорби». Один из самых спорных памятников нашего времени. Собственно, и сам скульптор весьма противоречивый и специфический человек. Вот о нём и вспомним сегодня.
Биография у Эрнста начинается на Урале. Он родился в Свердловске, но его детство и юность спокойными назвать не выйдет. В 1943 году он был отправлен на фронт и пошёл с Красной армией до Австрии. Победу наших войск он встретил в госпитале с тяжелым ранением. После войны он несколько лет передвигался на костылях и возможно кого-то другого это сломало бы, но не Эрнста. Он с детства мечтал заниматься искусством и занимался. Если бы не война он бы продолжил своё обучение. Ведь ещё в 1939 году он принимал участие в различных выставках.
Перебравшись в 40-х годах в Ригу Эрнст начал учиться в местной художественной академии. Однако образование он в итоге продолжил в Москве. Там-то он и окончил местный институт. Начав работать в Москве к 60-м годам, скульптор обладал уже определенным статусом в Советском Союзе. Тем ироничнее тот факт, что он подвергся резкой критике Никиты Хрущева. Ещё ироничнее, что после смерти Хрущева именно Эрнст Неизвестный делал ему надгробный памятник.
Не знаю, что именно послужило причиной переезда, но в 70-х годах Неизвестный покинул Советский Союз и обосновался в США. В отличие от множества диссидентов у него была профессия, которую он не бросил. То есть читая лекции в американских университетах параллельно он изготавливал различные скульптуры. В Швеции же и вовсе открылся его собственный музей. То есть как бы он не относился к Советскому Союзу он в любом случае оставался профессионалом своего дела. И деньги зарабатывал не с помощью сказочных книжек как Солженицын. К слову здесь тоже есть интресное совпадение. Оба диссидента воевали. Явно раньше люди были куда более сильными. Сейчас все стали куда более травоядными. Но не суть. Позже, после крушения Советского Союза Эрнст посещал и Москву, и Россию, но жить уже предпочитал в Америке. Где и скончался.
Сейчас его скульптуры можно увидеть в Кемерово, Магадане и конечно же Москве. Вот одну я как-то видел. Объединяет же все его скульптуры какое-то непередаваемое общее свойство. Они словно гнетут и тревожат. Не знаю, как ему удавалось создавать такие произведения, но я с уверенностью могу сказать, что свой собственный мир он точно воплощал в реальности благодаря таланту.
И этот мир имеет своя яркий и узнаваемый характер. По-моему, это то к чему и должен стремиться каждый творец. Другой вопрос, что далеко не у всех это получается. Но у Эрнста точно получилось. Что же до политических взглядов, то сейчас уже всё это не так уж важно. Важно, что его искусство живет вне времени и политики.
И будет продолжать жить. Ведь памятники за его авторством стоят по всему миру и это тот случай, когда может быть оно и к лучшему, что человек уехал из СССР. У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.