Для начала поймём, кто такой гипсовщик? Ну из названия уже все становится понятно, человек, который несёт ответственность на гипсовке, вся его работа связана только с гипсом и загипсовкой в артикулятор.
Многие подумают, что это очень просто, но далеко не так. Залить модель без пор, ровно, чтобы было приятно держать в руках, видеть оттяжки на слепках, не спилить зубы… далеко не весь список, на что должен уделять особое внимание человек работающий с гипсом.
Поэтапно рассмотрим действия гипсовщика:
- Слепки заходят в лабораторию, техник должен тщательно рассмотреть их. На что обращать внимание? Иногда на слепках уже сразу видно оттяжки, следует сразу подносить такой слепок к старшему технику. Если заходят слепки под изготовление вкладок, то необходимо убедиться в том, что на штифте масса ненадорвалась, иначе техник изготовит ее, на модели все будет сидеть, а во рту доктор явно увидит то, что конструкция попросту не садится, соответственно передка работы, виновником будет определенно гипсовщик. Также иногда врачи даже не замечают то, что отсняли зубы недоходя шеек, соотвественно не видно овоиды, работа будет идти наугад, врачу также может не понравится такая работа, опять же переделка, но на этом этапе также должен решать дальнейшую судьбу слепка старший техник, оперативно обсудив работу с доктором. Очень внимательно стоит изучить слепок с трансферами позиции имплантантов. Их необходимо проверить на наличие подвижности, особенно на слепках из медицинского гипса (такие слепки снимают для работ на мультиюнитах)
- После того как мы изучили слепок, приступаем к заливке моделей, есть 5 видов работ (опять же говорю все из своего личного опыта), это диагностические модели, здесь все просто, заливаются модели 3 либо 4 классом гипса, иногда врач просит загипсовать в артикулятор для подробного обсуждения работы с техником и пациентом. Следующий вид работы это индивидуальные ложки, тут также все очень просто - заливается вторым классом и отдаётся технику под изготовление ложки. Третий вид работы - работа на имплантантах, множество видов аналогов имплантов может напугать начинающего гипсовщика, но не стоит паниковать, врачи обычно используют 4-5 видов имплантов с которыми они работают. В моём случае очень часто была Корея, OSSTEM, DIO, был Nobel, был Израиль, также работал и с системой ROOT (все время недолюбливал наши аналоги). Тут работа посложнее, заливается десна, но так, чтобы была не слишком толстая, не слишком тонкая, техник должен почувствовать так сказать. После того как залили десну, льём слепок. Четвёртый вид работ с гипсом - разборные модели. Это наиболее сложное занятие, тут технику предстоит сделать полностью разборную модель с использованием автоспина ( как было в моем случае ), ну либо как в лабораториях которые не дошли до этого этапа, пины вставляют прямо в свежезалитую модель… об этом рассказывать не буду так как это уже прошлый век. Буду подробно рассказывать про работу с цифрой. Автоспин - это устройство, которое имеет лазер и сверло, как правило мягкие пластмассовые плашки, которые в дальнейшем и служат основой для нашей гипсовой модели. Все подробности читайте в моей следующей статье. При таком видео работы подготавливается слепок, просверливается плашка под зубы которые в дальнейшем будем распиливать, вставляются пины и льётся гипс. Также обычно под такие автоспины в комплекте есть специальная форма в которую вставляется просверленная плашка, фиксируется слепок. Пятый вид моделей - комбинированная разборная модель, все ещё сложнее, это работа одновременно и с аналогами имплантантов и работа с обточенными зубами. Сложность заключается в том, что если мы хотим добиться ровной и аккуратной модели, нам нужно выровнять плашку, иначе аналоги будут стоять под наклоном и не дадут сделать ровную аккуратную средней толщины модель. Что для этого нужно? Испортить аналог… да-да, именно испортить, но только визуально, саму функцию аналог будет выполнять. Нас необходимо диском по металлу отпилить ту часть, которая нам мешает выровнять модель. Иногда слепки заходят слишком большие, слишком толстые, и аналог просто нереально пилить, так как мы дойдём до места под винт, этого допустить нельзя. В таком случае приходится только мучиться с плашкой и пытаться ее выровнять, брать пины минимум 14мм.. вообщем тут начинается самая трудность. Об этом также в следующей статье. Также есть слепки с вкладками, не буду особо выделять такой вид работы, так как тут нет ничего трудного, льётся гипс как на антагонист, главное покрыть штифт.
- После того как слепок залит идёт обработка. Обрабатываются модели с вестибулярной стороны и с язычной. Просто подравнивается получившийся цоколь. Тут используется триммер.
- После обработки сопоставляются модели и идёт загипсовка непосредственно в артикулятор. Очень много тонкостей, об этом расскажу позже. Режутся закуски(это те самые, маленькие прокусанные кусочки массы.) и гипсуются.
- После загипсовки пароструются модели, очищается коробочка с нарядом и слепком в которую наверняка попали куски гипса) и отдаются на дальнейшую распилку, гравировку шеек, сканирование.
На этом этап работы гипсовщика закончился, если он не накосячил, дальше работа за специалистом цифровой лаборатории, который несёт ответственность за распиливание моделей, гравировку, сканирование, фрезеровку, спекание, нанесение(прокраска).
Обо всем подробнее читайте в моих следующих статьях. Всем спасибо!