Найти тему
Священник Игорь Сильченков

Бывает ли похвала доброй.

Любовь к похвале и самохвальство- это яд, соблазн и погибель, искушение и наркотик для нас.

Нужна ли нам похвала человеческая?

А наша похвала нужна близким?

Бывает ли похвала доброй?

Ели вы прочитаете статью до конца, не забудьте поставить "лайк" и написать отзыв. Священник Игорь Сильченков
Ели вы прочитаете статью до конца, не забудьте поставить "лайк" и написать отзыв. Священник Игорь Сильченков

Преподобный Амвросий Оптинский имел при себе палочку. И когда этого великого подвижника Божьего начинали хвалить, он брал палочку и говорил: «Сейчас по спине тебя отхожу! Не надо меня хвалить!».

Святой отец знал, что приняв похвалу человеческую, он потеряет награду от Бога. Потому что знал, что каждый склонен к тщеславию и гордыне.

Бог не грамоты нам выписывает, не медаль торжественно преподносит, а видя все наши тайные труды подаёт нам силы духовные, помогает нам выстоять, подняться.

Святой прп. Амвросий Оптинский
Святой прп. Амвросий Оптинский

Русское слово «хвалить» означает «признавать достоинство, добрые качества, одобрять, превозносить».

Когда мы хвалим кого-то, мы нередко оцениваем поступок или личные качества другого человека как очень хорошие, превосходящие других в своем роде. В отличие от самохвальства, хвалить кого-либо другого всё равно что признавать достоинства другого выше своих.

В церковном обиходе слово «хвалить» соотносится с понятием «славословить, воздавать почет, славу Всевышнему Богу».

Бог пребывает во славе, слава Богу принадлежит, Он «облечен славою и величием» (Пс. 103: 1). «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]», – писали авторы Ветхозаветных книг (1 Пар. 29: 11). Песнь ангелов «Слава в вышних Богу, и на земле мир» открывает Евангелие (Лк. 2: 14). Слова «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» – утверждают послания апостолов (1 Тим. 1: 17; см.: Иуд. 1: 25; Рим. 14: 26; Откр. 7: 12). Кто хвалит Господа, тот превозносит Его в молитвах, говорит о Нем самые красивые и добрые слова в псалмах, гимнах или беседах.

В отношении святых в церковных похвалах мы идеализируем, возносим на пьедестал, возвеличиваем до небес не сами по себе человеческие качества, а только то, что несет отблеск Божественной славы.

Так, когда мы поем в акафисте Пресвятой Богородице: «Радуйся, селение преславное Сущаго на серафимех» (икос 8), – мы утверждаем, что благодаря Боговоплощению Мария стала причастницей Божественной славы. Творец вселенной, пребывающий в неприступном свете, окруженный мириадами поющих херувимов, сотворил престол во утробе Девы, освящая тем не просто «человеческое естество», но, в первую очередь, естество Матери Сына Божия.

В словах «Радуйся, Еюже облекохомся славою» (икос 4) мы исповедуем, что с рождением в мир Спасителя человеку вновь дана возможность одеться, облечься в славу Божию, которой он некогда лишился после грехопадения (см.: Быт. 3: 7).

Похвала Пресвятой Богородице
Похвала Пресвятой Богородице

Похвалы Божией Матери – это честь, воздаваемая Ей за то, что Она откликнулась на Божий призыв со смирением. На слова «Радуйся, Благодатная!» она скромно ответила: «Се, Раба Господня» (Лк. 1: 28, 38), а слова «Тебе Самой оружие пройдет душу» приняла без ропота (Лк. 2: 35).

Итак, мы хвалим Бога и святых Его, воздавая славу Богу.

А можем ли мы хвалить себя или друг друга, признавая достоинство каких-то добрых качеств?

От лица Божия пророки древности призывали: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» (Иер. 9: 23–24). Всякий поиск своей личной славы, если не благословит того Господь, в конечном счете обречен на неудачу. Поэтому хвалить себя, хвалиться – не полезно, бесполезно. «Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа» (Пс. 104: 3) – замечал псалмопевец Давид.

Можем ли мы приободрять близкого человека похвалой?

Нам не запрещено хвалить других людей в смысле одобрения их добрых поступков, признания их хороших качеств. «Хорошо и полезно человекам… быть прилежными к добрым делам», – писал апостол Павел (Тит. 3: 8). Он и другие апостолы поддерживали друг друга словами одобрения и признательности. Тем самым они помогали друг другу увидеть правильную духовную дорогу и такими простыми словами, как «хорошо», «правильно», «молодец», «благодарю», поддерживали один другого на этом пути. «Вы хорошо делаете, что обращаетесь к пророческому слову как к светильнику», – писал апостол Петр (2 Пет. 1: 19). «Правильно ты рассудил», – так Иисус Христос поддерживал благое направление мысли ищущих людей (Лк. 7: 43; 10: 28). Апостол Павел благодарил Бога при всяком воспоминании о добродетельных христианах (см.: Рим. 16: 4; Фил. 1: 3; Флм. 1: 4; 1 Кор. 1: 4).

Человек – существо слабое, нуждающееся в том, чтобы кто-то со стороны заметил его поступки. Любой из нас хочет быть полезным в этом мире, кому-то нужным, востребованным, признанным в отношении добрых дел. Это же касается и других людей. Умение заметить хороший поступок другого человека помогает людям убедиться в том, что окружающие довольны их стилем поведения и конкретными поступками.

Поэтому давайте будем не лестной похвалой, но добрым словом признательности утешать и поддерживать нуждающихся. Это поможет им преодолеть уныние, когда надежда на свои силы и помощь Божию ослабевает. Давайте обращать внимание на хорошие поступки ближних и словами одобрения поддерживать их в добром пути.

Если вам понравилась статья и была полезна, ставьте "лайк". Это поможет увидеть её большему числу людей.

Священник Игорь Сильченков.