Любовь к похвале и самохвальство- это яд, соблазн и погибель, искушение и наркотик для нас.
Нужна ли нам похвала человеческая?
А наша похвала нужна близким?
Бывает ли похвала доброй?
Преподобный Амвросий Оптинский имел при себе палочку. И когда этого великого подвижника Божьего начинали хвалить, он брал палочку и говорил: «Сейчас по спине тебя отхожу! Не надо меня хвалить!».
Святой отец знал, что приняв похвалу человеческую, он потеряет награду от Бога. Потому что знал, что каждый склонен к тщеславию и гордыне.
Бог не грамоты нам выписывает, не медаль торжественно преподносит, а видя все наши тайные труды подаёт нам силы духовные, помогает нам выстоять, подняться.
Русское слово «хвалить» означает «признавать достоинство, добрые качества, одобрять, превозносить».
Когда мы хвалим кого-то, мы нередко оцениваем поступок или личные качества другого человека как очень хорошие, превосходящие других в своем роде. В отличие от самохвальства, хвалить кого-либо другого всё равно что признавать достоинства другого выше своих.
В церковном обиходе слово «хвалить» соотносится с понятием «славословить, воздавать почет, славу Всевышнему Богу».
Бог пребывает во славе, слава Богу принадлежит, Он «облечен славою и величием» (Пс. 103: 1). «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, [что] на небе и на земле, [Твое]», – писали авторы Ветхозаветных книг (1 Пар. 29: 11). Песнь ангелов «Слава в вышних Богу, и на земле мир» открывает Евангелие (Лк. 2: 14). Слова «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» – утверждают послания апостолов (1 Тим. 1: 17; см.: Иуд. 1: 25; Рим. 14: 26; Откр. 7: 12). Кто хвалит Господа, тот превозносит Его в молитвах, говорит о Нем самые красивые и добрые слова в псалмах, гимнах или беседах.
В отношении святых в церковных похвалах мы идеализируем, возносим на пьедестал, возвеличиваем до небес не сами по себе человеческие качества, а только то, что несет отблеск Божественной славы.
Так, когда мы поем в акафисте Пресвятой Богородице: «Радуйся, селение преславное Сущаго на серафимех» (икос 8), – мы утверждаем, что благодаря Боговоплощению Мария стала причастницей Божественной славы. Творец вселенной, пребывающий в неприступном свете, окруженный мириадами поющих херувимов, сотворил престол во утробе Девы, освящая тем не просто «человеческое естество», но, в первую очередь, естество Матери Сына Божия.
В словах «Радуйся, Еюже облекохомся славою» (икос 4) мы исповедуем, что с рождением в мир Спасителя человеку вновь дана возможность одеться, облечься в славу Божию, которой он некогда лишился после грехопадения (см.: Быт. 3: 7).
Похвалы Божией Матери – это честь, воздаваемая Ей за то, что Она откликнулась на Божий призыв со смирением. На слова «Радуйся, Благодатная!» она скромно ответила: «Се, Раба Господня» (Лк. 1: 28, 38), а слова «Тебе Самой оружие пройдет душу» приняла без ропота (Лк. 2: 35).
Итак, мы хвалим Бога и святых Его, воздавая славу Богу.
А можем ли мы хвалить себя или друг друга, признавая достоинство каких-то добрых качеств?
От лица Божия пророки древности призывали: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» (Иер. 9: 23–24). Всякий поиск своей личной славы, если не благословит того Господь, в конечном счете обречен на неудачу. Поэтому хвалить себя, хвалиться – не полезно, бесполезно. «Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа» (Пс. 104: 3) – замечал псалмопевец Давид.
Можем ли мы приободрять близкого человека похвалой?
Нам не запрещено хвалить других людей в смысле одобрения их добрых поступков, признания их хороших качеств. «Хорошо и полезно человекам… быть прилежными к добрым делам», – писал апостол Павел (Тит. 3: 8). Он и другие апостолы поддерживали друг друга словами одобрения и признательности. Тем самым они помогали друг другу увидеть правильную духовную дорогу и такими простыми словами, как «хорошо», «правильно», «молодец», «благодарю», поддерживали один другого на этом пути. «Вы хорошо делаете, что обращаетесь к пророческому слову как к светильнику», – писал апостол Петр (2 Пет. 1: 19). «Правильно ты рассудил», – так Иисус Христос поддерживал благое направление мысли ищущих людей (Лк. 7: 43; 10: 28). Апостол Павел благодарил Бога при всяком воспоминании о добродетельных христианах (см.: Рим. 16: 4; Фил. 1: 3; Флм. 1: 4; 1 Кор. 1: 4).
Человек – существо слабое, нуждающееся в том, чтобы кто-то со стороны заметил его поступки. Любой из нас хочет быть полезным в этом мире, кому-то нужным, востребованным, признанным в отношении добрых дел. Это же касается и других людей. Умение заметить хороший поступок другого человека помогает людям убедиться в том, что окружающие довольны их стилем поведения и конкретными поступками.
Поэтому давайте будем не лестной похвалой, но добрым словом признательности утешать и поддерживать нуждающихся. Это поможет им преодолеть уныние, когда надежда на свои силы и помощь Божию ослабевает. Давайте обращать внимание на хорошие поступки ближних и словами одобрения поддерживать их в добром пути.
Если вам понравилась статья и была полезна, ставьте "лайк". Это поможет увидеть её большему числу людей.
Священник Игорь Сильченков.