Найти в Дзене
Анна Суница

Поисковый туризм. Как сохранить уходящую эпоху деревянной России

Мы живем в эпоху стремительно меняющейся действительности. Сейчас только за один год может появиться несколько новомодных электронных устройств. Они тот час же входят в категорию того, что так необходимо почти каждому для того самого счастья. А вот то, что веками активно входило в жизнь простого человека, уже много лет назад выброшено за временные рамки. Теперь эти предметы старины догнивают где-то в покосившихся домиках в заброшенных деревнях. Что такое поисковый туризм? Его можно подразделить на два основных направления: поиск с металлоискателем и туристические поездки по заброшенным или вымирающим деревням. С металлоискателем все предельно просто. С помощью дорогостоящих, но вполне доступных металлоискателей, которые, кстати, вполне можно взять на прокат, люди бродят по полям, в надежде найти ценный «презент» из прошлого. В основном – это старинные монеты , нательные кресты, иконки- складни, пуговицы и т.п. Я же хочу подробнее остановиться на изучении вымерших деревень. Процесс

Мы живем в эпоху стремительно меняющейся действительности. Сейчас только за один год может появиться несколько новомодных электронных устройств. Они тот час же входят в категорию того, что так необходимо почти каждому для того самого счастья. А вот то, что веками активно входило в жизнь простого человека, уже много лет назад выброшено за временные рамки.

Теперь эти предметы старины догнивают где-то в покосившихся домиках в заброшенных деревнях. Что такое поисковый туризм? Его можно подразделить на два основных направления: поиск с металлоискателем и туристические поездки по заброшенным или вымирающим деревням. С металлоискателем все предельно просто. С помощью дорогостоящих, но вполне доступных металлоискателей, которые, кстати, вполне можно взять на прокат, люди бродят по полям, в надежде найти ценный «презент» из прошлого.

В основном – это старинные монеты , нательные кресты, иконки- складни, пуговицы и т.п. Я же хочу подробнее остановиться на изучении вымерших деревень.

Процесс вымирания начался около тридцати лет назад, когда после распада Советского Союза, перестали существовать сотни колхозов и Совхозов. Несмотря на то, что в коллективное хозяйствование подразумевает совместное пользование общей землей и работу на общее дело, большинство колхозников жили своими крепкими домами в близлежащих деревнях. После исчезновения центра села – колхоза, большинство деревенских тружеников отправились на заработки в город, а в деревне остались в основном старики.

Исчезающая деревня в Смоленской области
Исчезающая деревня в Смоленской области

Они доживали свой век, а вместе с ними доживали свои дни и красивейшие деревни. Сколько их и Орловской, Брянской, Смоленской областях. Тысячи, тысячи стертых с карт и навигационных систем объектов жилой инфраструктуры целого поколения. Поколения русской деревни. Теперь эти некогда крупные населенные пункты, точно музеи под открытым небом рассказывают о том, что еще вчера было настоящей реальность, а теперь только призрачное прошлое нашей страны.

За несколько лет удалось побывать в десятках таких «музеев призраков». Стоит отметить, что большинство из тех деревень, которые мы изучали, давно нет на картах. От домов остались лишь гнилые деревянные стены, а деревья уже стали частью этих сооружений, ведь за десятки лет запустения они проросли сквозь пол и раскинули свои ветви через дыры в крыше. Каждый клочок земли возле таких руин хранит свою тайну.

-2

Вблизи таких домов всегда можно найти глиняные крынки, черепки, а если повезет и крыша сохранилась хотя бы у сеней, то там обязательно можно встретить коромысла, старинные колеса от телег, даже лапти , подвешенные под потолком. Но самое интересное, что иногда в таких деревнях встречается хотя бы один местный житель, который, несмотря на то, что деревня уже давно перестала существовать для мира, старается поддержать в ней живой дух, хотя бы своим присутствием. Обычно эти старики неразговорчивы, угрюмы. Они - бесценные свидетели той, ушедшей эпохи деревянной России. Они понимают , что их время уходит, поэтому, осознав ваш интерес к истории края и старинным вещам, сами с удовольствием делятся тем, что их выросшие дети и внуки уже давно отнесли к разряду ненужного хлама. Почти каждый дом хранит в своих темных углах детские колыбели. Ветхие, почерневшие от времени, изъеденные жучками грубые детские кроватки, больше напоминающие ящики. В таких колыбелях выросло не одно поколение младенцев, о чем свидетельствуют условные знаки, вырезанные по краям, говорящие о количестве детей некогда спящих в этих колыхалках.

-3

Есть деревни, которые еще кажутся живыми, где уже встречаются в домах пластиковые окна, смотрящиеся на фоне черных стен ярким пятном, точно белоснежные вставные зубы на морщинистом лице. В этих поселениях деревянная Русь уже давно умерла, здесь началась другая эпоха – дачная. Дачники, стараются быстрее избавиться от всего того, что вышло из обихода и досталось им от прежних хозяев. Стоит лишь заикнуться, что собираешь старинные вещи, и большинство загорелых отдыхающих выставит за ворота десяток вещей, которые они не успели сжечь в пламени мангала. За что им огромное спасибо.

-4

Веретена, части от ткацких станков, корзины – «морды», для ловли рыбы, старинные кувшины и огромные весы безмены, лапти и колодки для пошива обуви, угольные утюги, коромысла и прялки, примусы. Это лишь малая часть того, от чего хотят избавиться новые владельцы домов.

Даже узорные наличники с хрустом отлетают от окон, если проявить к ним интерес. Именно поэтому за одну поездку можно собрать небольшую коллекцию деревенского антиквариата, который с гордостью может украсить любую экспозицию деревенского быта.

Осуждать тех, кто с легкостью выкидывает старые вещи в пламя костров - сложно. Просто они другие. Они из поколения устремленного вперед, но забывшего, что все мы родом из деревни и поэтому сохранить то, что еще можно спасти от разрушительного действия времени – в наших силах. Тот, кто помнит прошлое, ясно смотрит в будущее, в нем нет- нет, да и чувствуется дыхание той родной деревянной Руси, которое мы и привыкли называть своей малой родиной.

Анна Суница