Удивительный, яркий, талантливый, изящный, Щеголь ❤️⠀Лев Само́йлович Бакст!
#рассказыокрасоте
Настоящее имя Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг 🌿☀️
Ещё совсем маленьким мальчишкой Лев Бакст схватился за карандаш, а поскольку Тора не позволяет изображать людей, обнаруженные в стопке бумаги нарисованные человеческие фигурки не обрадовали отца. Когда родители обнаружили этот кошмар и ужас – малец вздумал рисовать людей, Левушка попросил защиты у деда, и получил ее 🌿⠀
Бакст – это сокращенное от Бакстер, фамилии деда по материнской линии. Дед был известным портным, и он поддержал увлечения внука и сказал, что у мальчика талант! 💖🌿☀️
Еще во время учебы в Петербургской академии художеств Лев Розенберг чтобы научится приемам акварели вступает в общество аквалеристов Альберта Бенуа. Там он знакомится с младшим братом Альберта, Александром Бенуа, с которым вместе они станут организаторами «Мира искусства», а позже совместно с Дягилевым, тоже входившим в кружок Бенуа, будут издавать одноименный журнал. Каждый выпуск «Мира искусства» проиллюстрированное Львом, это было отдельное произведение 🌈
В 1889 году его пригласили участвовать в совместной выставке российских и финских художников. Он урезает фамилию деда и становится Бакстом. Тогда же художник «выбрал» и отчество более благозвучное. А во Франции позже Лев сменился Леоном 🌿☀️
Бакст обожал изящество и шик — любимым его выражением было «ослепительно»! 💖
В молодости друзья подсмеивались над его огромной коллекцией галстуков.
"...Лежа в кровати, я дивился сам количеству перемен, желтому и черному ряду ботинок. Я знал за собой эту слабость. Всякий раз, когда я покупал себе новое белье, новый костюм, шляпу — мне казалось, что я начинаю новую жизнь, гораздо более прекрасную и интереснее прежней, и день после пребывал в поднятом настроении духа». 🌈☀️🌿💖
В 1903 году Лев Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов. Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол». Он оформлял балеты Дягилева для его Прекраснейших парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс» 💖🌿
Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров 🌈
«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть… передано публике… Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру…» Лев Бакст 💖🌿
1909 год. Первые «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже близятся к завершению. Дают балет «Клеопатра» в театре Шатле. Кажется, зрители забыли о том, что людям свойственно дышать? Сергей Дягилев об этом выступлении сказал так: «Успех? Триумф? – эти слова ничего не говорят и не передают того энтузиазма, того священного огня и священного бреда, который охватил всю зрительную залу». Театральная эпоха Льва Бакста началась! 🌈☀️💓
По сути, Бакст произвел революцию не в российском, и не в парижском театре, а в мировом театральном искусстве. Декорации, костюмы, сюжет, движение – перестали быть разрозненными частями целого, соединились и образовали то, чего не было никогда раньше 🌿
Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров 💖🌈
"Было три или четыре сеанса в мастерской на Кирочной.
Леон Бакст, огненно-рыжий, нервный, напряженно молчал из угла, размашисто шуршал карандашом по картону, ловил в угольные сети штрихов чувственное, капризное вдохновение.
Зинаида Гиппиус, его вдохновение, грациозно полулежала в смутном кресле, по-кошачьи щурилась, лучисто улыбалась сладкими глазами и про себя, для памяти, отмечала острый холодок бликующего пенсне, дрожащие кончики усов, озорные искры закатного солнца, путавшиеся в медвяно-медных коротко стриженных волосах.
Он ей нравился 💓
Она об этом красиво молчала.
В три-четыре сеанса они писали друг друга: Бакст шуршащим углем и сангиной,
Гиппиус — прозрачными силуэтами призрачных чувств, которым тогда, в 1906 году, еще не придумала изящной прозаической формы.
Придумает позже.
Бакст кончил портрет неожиданно, на полудвижении и с какой-то усталой злобой бросил его Гиппиус.
С ответом она не спешила, водила по листу близорукими глазами, обдумывала щадящие комплименты, не имея в тот вечер желания обидеть.
Но Бакст вдруг зарычал, вырвал портрет, рассек бритвой горизонтально, пополам: «Слишком коротко, вы длиннее. Надо прибавить».
И злость ушла.
Он помешкал секунду, присмотрел кусочек картона, аккуратно вырезал полосу, вклеил в разрез и, уже совершенно умиротворенный и тихий, вновь зашуршал углем.
Наконец готово.
Удлиненный вариант понравился Гиппиус больше — щадящие комплименты она позабыла 🌿
Бакст гениально ее понял, схватил, передал суть.
На картоне она была реальнее, правдивее той, что позировала в мастерской на Кирочной.", отрывок из книги "Русские травести" о прекрасной поэтессе Зинаиде Гиппиус.
Лев Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа 🌿☀️
Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.
Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.
А если взглянуть в перспективу, то кому, если не Баксту, обязаны своим появлением в 1940-х туфли на платформе (от его эскизов к Легенде об Иосифе 1914 года) и парики всех цветов радуги эпохи поп-арта? 💖🌿
P.S. У Александра Васильева есть гениальная книга-альбом «Красота в изгнании», в которой собраны редкие черно-белые фотографии костюмов и истории удивительных русских семей 🌿💖
#левбакст #рассказыохудожниках
#рассказыокрасоте #artmakesusbetter