" Россия - это Алла, Максим, Чулпан, а вы..."Не буду цитировать Андрея Макаревича полностью, ибо концовка оскорбительна для россиян. И никогда бы не стала даже упоминать это имя, если бы не высказывание другого израильского гражданина Якова Кедми.
Яков Иосифович, эмигрировавший в землю Обетованную ещё в молодости, сравнил нынешний поспешный отъезд наших звёзд за границу с белой эмиграцией.
Приведу слова Якова Иосифовича полностью:
"Люди пытаются найти более удобное место, где им можно пересидеть этот временный момент, который происходит".
Здесь ключевое слово - "пересидеть". С ним не поспоришь.
А вот дальше Яков Кедми, несмотря на весь свой интеллект и кругозор, допустил ошибку. Судите сами.
"То же самое было после революции, когда была "белая эмиграция". Ехали, куда могли. Кто мог - зацепился за Стамбул, кто-то сидел в Тунисе, в Белграде, а кто-то устроился в Париже".
Ну во-первых, белая эмиграция была результатом Красного террора, вызванного поражением Белой армии в Гражданской войне. В 1920 году общее число эмигрантов составляло, если верить американскому Красному Кресту, более 1 миллиона человек. К 1923 году, то есть к окончанию Гражданской войны оно многократно увеличилось. Есть данные, что до 5 миллионов.
Драматизм этого русского исхода попытался выразить на своём полотне "Белая Россия" художник Дмитрий Белюков. В этом году Дмитрию Анатольевичу исполняется 60 лет.
Та эмиграция была трагедией для русского человека, которому было просто опасно оставаться на родине. И как подлинная, а не высосанная из пальца, эта драма не могла не вдохновлять и кинематографистов, и художников. Этой теме был посвящён знаменитый советский фильм "Бег", затронута она и в сериале "Вертинский".
Вот как рассказывает художник о своём детище:
"Замысел картины возник ещё в институтские годы, и потом, где бы я ни был -во время службы в армии, при росписи храма в Новосибирске, я старался найти тех, кто мог бы стать её персонажами. Юношеский размах задуманного был ещё шире, чем у мной любимого Корина в его " Руси уходящей".
Да, у Дмитрия Анатольевича представлены и другие сословия, которым не нашлось места в новой нарождающейся России. Но обе картины передают трагизм русской эмиграции. А причины её раскрыты, в частности, в "Окаянных днях" Ивана Бунина, не признавшего Октябрьскую революцию.
Сам Иван Бунин написал в эмиграции 10 книг и все они - о России. Более того, во время вручения ему Нобелевской премии по литературе зал Шведской академии,вопреки правилам, был украшен только флагами Швеции, потому что великий писатель был лицом без гражданства. А наши беглецы уже поторопились присягнуть на верность иностранным государствам. Как недавно сообщила одна из израильских газет гражданство в этой стране получила и Ксения Собчак. Неужели и эту даму имел в виду Дмитрий Песков, когда призывал россиян не записывать всех отъехавших в "пятую колонну", поскольку на самом деле они остаются патриотами. В душе.
Ещё абсурднее выглядит сравнение нынешних отъезжающих с "философским пароходом", которому в этом году исполняется 100 лет.
Неужели Собчак с Ургантом -это и есть цвет нашей интеллигенции? Так и хочется воскликнуть: "Свят, свят, свят! Упаси нас Боже от такой элиты! И от таких "патриотов", как Иван Ургант, спешно распродающего своё имущество в Москве.
Ребята, как принято сейчас выражаться, "расчехлились", и дружно ринулись в землю Обетованную. И явно не на "философском пароходе".
"Философским пароходом" принято называть пассажирские суда, совершившие не менее пяти рейсов из России в Германию. По указу В.Ленина из страны изгонялись представители интеллигенции, в том числе и философы. Билеты на эти пароходы оплачивались советским правительством.
По воспоминаниям философа Фёдора Степуна, одного из пассажиров такого парохода, с собой можно было взять:
1. Одно зимнее и одно летнее пальто.
2. Один костюм.
3. По 2 штуки всякого белья.
4. 2 дневные рубашки и 2 ночные.
5.2 пары кальсон
6. 2 пары чулок.
Золотые вещи, за исключением венчальных колец, и драгоценные камни к вывозу запрещались. Разрешалась валюта в сумме 20 долларов. Но откуда ей было взяться, если в большевистской России за её хранение полагалась тюрьма, а в некоторых случаях и кое-что похуже.
Так что та настоящая элита отправлялась за границу налегке. В отличие от нынешней элитки, срочно распродающей недвижимость на многие миллионы рублей.
Ведь как сообщает всё тот же Яков Кедми, аренда виллы на берегу Средиземного моря, где живут Галкин и Пугачёва, составляет более миллиона рублей в месяц.
Как говорится, рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
Так что можно с полной ответственностью заявить:
-Яков Иосифович, Вы не правы!
Нынешние "пересидельцы" даже близко не стоят с тогдашними. Хотя бы потому, что белая эмиграция внесла огромный вклад в производственную и культурную жизнь Европы. Многие русские офицеры, включая генералов, трудились, к примеру, на французском заводе Рено. О влиянии русской культуры на Стамбул 20-ых годов прошлого века признают турецкие культурологи, сожалея, что русские эмигранты провели здесь не так уж много времени и перебрались со временем в Париж и другие столицы.
А что будут делать наши шоу-мэны в том же Израиле? - Правильно, деньгами русскими сорить. А когда те закончатся, будут выступать на корпоративах.
И ещё.
Они никогда не напишут таких стихов, как Владимир Диксон, родившийся в Сормове Нижегородской губернии в семье американца и польки, но считавший себя русским человеком.
Владимир Диксон оставил нам прекрасные религиозные стихи, в которых звучит и тема потерянной навсегда Родины.
Это вечное слово - Россия,
Словно ангельский свет для меня.
Словно совести зовы простые,
Словно вихри снегов и огня...
Глаз не видит, и уши не слышат.
Запечатаны болью уста.
Там - Россия страдает и ищет,
Ищет Божьего сына -Христа.