Найти тему
Глаза б смотрели!

В хороводе «снежинок»

В 2016 году авторитетные издания признали словом года «поколение снежинок». Его же посчитали и оскорблением – разумеется, те самые «снежинки». Кто же они? Это благополучная молодёжь, родившаяся на свет после 1989 года. Их можно узнать по кедам, сигвеям и самокатам, бумажному стаканчику кофе в руке. Но самое главное – по агрессии, с которой они требуют от остальных быть добрыми и терпимыми

Сами, по доброй воле, вот этими натруженными руками - мы вырастили целое поколение принцесс и принцев на горошине. С пряниками перестарались - придёт ли очередь кнута?
Сами, по доброй воле, вот этими натруженными руками - мы вырастили целое поколение принцесс и принцев на горошине. С пряниками перестарались - придёт ли очередь кнута?

В 2000 году писатель Филип Рот, лауреат Пулитцеровской премии, написал пронзительный роман «Людское клеймо». По сюжету 70-летний профессор Силк Коулмен, авторитет и почти гений, преподаёт в университете. Однажды на лекции он обращает внимание, что две студентки перманентно отсутствуют. «А существуют ли они вообще? – шутит он. – Или они призраки?» Невинное, казалось бы, замечание. Но дело в том, что жаргонным словом «spooks», т.е. «духи», также называют чернокожих. На ту беду симулянтки оказались афроамериканками. Они действительно прогуливали лекции, но это не помешало им подать на профессора в суд: Силк Коулмен вылетел с работы, а его жена умерла из-за инсульта на фоне стресса…

Описанный случай, увы, не только сюжет романа, это теперь наша повседневность. А поведение студенток – типичное для «снежинок». Их затронутые чувства – не суть, есть ли объективные основания для обиды, - важнее правды, логики, морали и человеческих судеб. И в этом заключён главный парадокс явления: «снежинки» так превозносят свою уязвимость, так требуют уважения к внутренней утончённости, что превращаются в палачей. Их эмоциональное состояние превалируют над всеми другими жизненными аспектами, и считается в порядке вещей потребовать извинения за отличную точку зрения. Некоторые особенно чувствительные темы находятся в совершенном запрете и при случайном проникновении в жизнь требуют «порции обнимашек».

То, что поколения отличаются одно от другого, знали еще древние вавилоняне. Но, пожалуй, впервые в истории эти отличия оказались так громадны, что антропологи не только в шутку поговаривают о появлении нового вида людей.

«Ты узнаешь её из тысячи»

Рассмотрим подробнее, с кем мы имеем дело. Выше указаны внешние атрибуты «снежинок» - кофе, кеды, самокат, - но дело в том, что явление перешагнуло возрастные рамки молодости. Да, мир стал инфантильнее, это признанный факт, который означает, что прибавилось чрезмерно ранимых взрослых и даже пожилых. Они тоже носятся со своей ранимостью, как с писаной торбой, и здорово досаждают. Итак, озвучим главные «снежные» приметы.

Неприятие наSилия.«Снежинки» горячо ненавидят наsилие. По крайней мере, так заявляют. Из-за этого они критикуют не только действия политиков и события, но и затыкают рты мертвецам – речь о великих писателях, давно покинувших сей скорбный мир. Так, на литературном форуме разгорались войны по поводу писателя Бунина, который когда-то посмел (!) описывать эмоции девушек после изнаSиLования. Среди палитры чувств оказались вдруг восторг и благодарность. А сцена перед самоуbийством содержала момент экстаза, настолько человеку всё опостылело…

«Снежинки» негодовали так, что выдвинули требование исключить изучение Бунина из учебной программы. Отказ от душевных волнений виделся им важнее литературного наследия Ивана Алексеевича, которому, к слову, дали Нобелевскую премию за роман «Жизнь Арсеньева». Как говорится, Пастернаку, Толстому, Цветаевой, Хлебникову и иже с ними – приготовиться.

Да что далеко ходить! Стоит посмотреть передачу «101 вопрос взрослому», где в качестве гостя – Николай Цискаридзе, не будем перечислять его заслуги. Одна из барышень спорит с ним, утверждая, что роман Гоголя «Тарас Бульба» - неправильный, ведь там живьём зарыли человека. Девочка не задумываясь «обнуляет» и писателя, и сидящего перед ней взрослого. К счастью, ректор балетной академии не лыком шит и ни с чьими «ранеными чувствами» не считается: за безграмотность, апломб и невежество гвоздит её к позорному столбу. Но мягко – что значит отличный педагог.

Безопасность – превыше всего! «Снежинки» помешаны на безопасности – как физической, так и эмоциональной. С недавних пор преподаватели нередко пользуются правилом «предупреждения о триггерах». Например, в Оксфорде университете студентов-юристов уже только с триггер-предупреждениями и учат. Типа: «А сейчас будет описание одного очень неприятного дела с убиванием старушек, расизмом и гомофобией. Просьба к тем студентам, которые могут принять это близко к сердцу, покинуть аудиторию или включить музыку в наушниках».

Зачем миру нужны столь нежные юристы и как они потом будут функционировать в судебных залах? Этот вопрос перед профессурой не стоит, куда важнее избежать инцидентов и судебных исков со скандалами сейчас.

«Я – легенда». Новая генерация без устали твердит о своей уникальности. Об этом кричат не только статусы в соцсетях, вы попробуйте вживую пообщаться с носителями новой идеологии. Гарантированно вскоре оглохнете от «проповеди» в духе «осознать себя, свои потребности», «моя индивидуальность», «личностные потребности», «отказ от авторитетов и стереотипов». Если дело поставить на конвейер, т.е. общаться со «снежинками» регулярно, станет смешно: они все дико похожи в своей уникальности.

Психологическая «прокачка». Голыми руками в дискуссии их не возьмёшь: виртуозно жонглируют терминами. Зачастую они подменяют понятия, добросовестно ошибаются или вовсе лукавят, но делают это уверенно. Так что подтяните матчасть – «осознанность», «выученная беспомощность», «триггер», «бодишейминг», «гомофобия», «расизм». Всё это страшные ругательства в их словаре.

«Мы, добрые, уничтожм всех злых». Новые гуманисты любят защищать слабых и угнетённых, причём сами назначают своих подопечных. На этом пути они не ведают сомнений: реакция варьируется от пассивного игнорирования вплоть до травли. Сейчас мы пройдём по грани, напомнив цитату саркастичного Джона Карлина: «Не смейте недооценивать возможности тупых людей, собирающихся в большие группы». Увы, на сегодняшний день «снежинки» реально могут не только водить хороводы, но и устроить метель. Так, в Америке уже были прецеденты с увольнением уважаемых преподавателей, взгляды которых слишком радикальны для хрупких студентов. Причем речь идет не о маргиналах и шарлатанах. Нет, студенты строят баррикады, не пропуская на занятия лучших спецов в своих областях. Они не хотят понимать этих людей, изучать их взгляды, спорить с ними, в конце концов: эти лекторы могут «принести им огорчения», а комфорт важнее знаний. Так не пропустили в здание Нью-Йоркского университета, например, экс-директора ЦРУ Дэвида Петреуса — это человека-то, имевшего доступ к самым волнительным загадкам политики!

Сфера обитания – Интернет.Преимущественно «снежинки» обитают в онлайн-мире: и сидеть бы им там в покое, в «уютных бложиках», но грань между офф- и онлайн-жизнями стала слишком тонка – мы почти поголовно живём там. И повторимся: «снежинки» способны налететь кучей и в реальном мире, устраивая гонения.

«Откуда снег?»

У нового поколения, разумеется, во всём виноваты родители и прочие третьи лица. Как ни смешно, это правда: мы виноваты в том, что они слишком изнежены. Как всегда, дорога в адЪ была вымощена благими намерениями. Мы хотели, чтобы наши дети жили лучше нас, не знали проблем – и дооберегались. Здесь уместны физиологические параллели, а конкретно – аллергическая реакция. Иммунная система нашего организма настроена на борьбу и не умеет расслабляться. Если снизить количество раздражителей ниже определённого минимума (очистить среду окружения), это приводит к росту количества аллергий — доказанный факт. Так, непривыкшая к нарушению собственных границ иммунная система видит арахис и слетает с катушек. Аналогично ведёт себя иммунная система нашей психики. Если её вовремя не откалибровать, то она, во-первых, плохо различает масштаб угроз, во-вторых, плохо умеет выдавать адекватный ответ, а в-третьих — когда среда вокруг слишком безопасна, начинает сама находить угрозы, чтобы на них отреагировать, и тогда берегись всё живое.

Красноречивый пример: «снежинки» негодуют и выступают против точек в тексте. Да, обычных точек! За точкой многим слышится нежелание общаться, напряжённость, упрёк, пассивная агрессия. Это подтверждают исследования психологов и лингвистов и, как это ни странно, мемы. В этом парадокс: самый нейтральный знак пунктуации вдруг становится самым эмоционально насыщенным».

Остроумные люди даже обрадовались: «Ну удобно же. Теперь можно их фрустрировать, просто ставя точки». Но вы готовы к новым порциям нытья– на почти пустом месте?

«Чем сердце успокоится»

Люди, знакомые с историей, знают, что события развиваются подобно маятнику: нас качает из крайности в крайность. После тоталитаризма наступает свобода и демократия – аж до тошноты, в избытке. А после перекоса в толерантность предсказуемо закрутят гайки. Так, в ответ на sексуальную свободу в Америке родилось пуританское течение, взгляды были ханжеские, но именно так достигается баланс – из крайнего минуса в оголтелый плюс и обратно.

На данный момент общественность пошла на поводу и играет в толерантность. Но близок час, когда терпение лопнет. Прозвучит призыв называть вещи своими именами, а кто пестует свою хрупкость, услышит «крепись!». И это правильно: именно «снежинкам» предстоит жить в безумном мире: где полно манипуляторов, где чувства и эмоции могут быть разными и непредсказуемыми, где тебя могут не любить – кстати, такие же «снежинки». И нежным созданиям разумнее не на словах, а на деле признать право людей быть разными. Ведь иначе их ждёт нескончаемый «крестовый поход». Сдюжат ли нон-стоп быть на передовой?