Недавно завершился 7-ой по счету Фестиваль "Открытый Микрофон", который по своей сути является кастингом в одноименный телепроект на канале ТНТ. По этому поводу я решил чуть подробнее рассказать вам, что это такое, и как он проходит.
Как я уже написал выше, фактически "фестиваль" вовсе не фестиваль. Это обычный кастинг, как и во все телепроекты. Поначалу в самых ранних сезонах кастинг можно было назвать фестивалем, потому что помимо обычных просмотров комиков проходили дополнительные мероприятия. Например, пенная вечеринка, прожарка, всякие разные конкурсы и т.п. Но со временем из-за большого количества участников все вечерние мероприятия пришлось ликвидировать, чтобы успеть всех отсмотреть. Так что на текущий момент от "фестиваля" осталось только название и то, что 3 дня подряд в режиме нон-стоп на сцену выходят комики и выступают 3 минуты со своим лучшим материалом.
С каждым годом в фестивале принимает участие всё больше и больше участников. В отборе в первый сезон (2016 год) участвовало около 600 человек, во второй примерно так же. В третий и четвертый сезоны участников уже было 800, в пятый - 1000, в шестой - 1150, в седьмой (текущий) - 1300. По этим цифрам видно, что популярность стендапа в России растет. Всё больше человек хотят заниматься комедией, это рождает конкуренцию, а благодаря конкуренции растёт уровень комиков. Если раньше фестиваль всегда длился 3 дня, то в последние два раза организаторы поняли, что за 3 дня невозможно отсмотреть столько выступающих, поэтому увеличили длительность до 4 дней. Но даже это кажется мало, тем не менее всегда все успевали выступить.
То, что вы видите по телевизору - это уже конечный результат. Комики проходят через многое, чтобы попасть в телевизор. Допустим, вы решили попытаться свои силы в этом телепроекте, узнали дату и место фестиваля, купили билеты и приехали в Москву. Что дальше? Фестивали всегда проходят в одном из московских отелей. В этом (и прошлом) году отбор проходил в Holliday Inn на м. Селигерская. Далековато от центра, но зато хороший отель с хорошей сценой. Для начала вам предстоит пройти регистрацию (надо взять с собой заполненную анкету участника, паспорт, СНИЛС и ИНН). Самый утомительный процесс. Фестиваль длится 3-4 дня, но самым удачным временем для выступления считается первый день, потому что стандартно с первого дня в сезон проходит больше человек, чем в остальные дни. Обычно регистрация начинается часов в 8-9 утра, но чтобы наверняка выступить в первый день многие комики приезжают гораздо раньше. В этом году очередь начали заниматься уже в 4 утра. Те, кто приезжал к официальному открытию регистрации - некоторые из них так и не смогли попасть в первый день. Например, в прошлом году я приехал на регистрацию к 8 утра и простоял в очереди 7 часов в надежде выступить пораньше. Как итог - номер 440 и середина второго дня. Но в любом случае, если вы действительно хороший комик, то не важно в какой день вы выступаете - вы всё равно пройдете, даже если будете самым последним. Но если хотите выступить раньше, то готовьтесь стоят на ногах несколько часов без перерыва.
Когда вы зарегистрируетесь, вам выдадут бейджик с вашим порядковым номером. Теперь вам надо просто отслеживать, какой комик выступает в данный момент и исходя из этого рассчитывать примерное время своего выступления. Благо, никому звонить и писать не надо, у фестиваля есть свой официальный телерам-канал (t.me/standupfest2022), где в режиме онлайн видно, какой комик сейчас на сцене. Но на канал подписываются не только из-за этого. Официальные представители фестиваля в краткой, часто в юмористической, форме описывают выступления каждого комика. Пишут, смешно или не смешно он выступает, о чем рассказывает, как держится на сцене и т.п. Понятное дело, что тяжело читать обо всех 1300 комиках, но в свободное время можно туда заглядывать и весело провести несколько минут за чтением
Также стоит отметить, что бейджик дает вам право не только выступить на фестивале, но и посмотреть на других комиков. Все выступления проходят в большом зале на 100-200 зрительских мест. Вот только обычных зрителей туда не пускают. В зале сидят только комики, приехавшие на фестиваль. И бейджик - это ваш пропуск в зал. Соответственно, шутки должны быть действительно сильными, потому что комика рассмешить гораздо тяжелее, чем обычного зрителя в баре. Обязательно посмотрите хотя бы 10-20 комиков до своего выступления, чтобы понять, как проходит весь процесс. Гораздо легче выходить на сцену, когда ты знаешь, что тебя ждет. Примерно за час до своего выхода комик должен подойти за сцену, там ему проведут инструктаж, разъяснять что к чему и как. Затем он выходит на сцену и рассказывает свои приготовленные 3 минуты. Однако из-за большого количества участников, комика могут прервать даже через минуту (а то и раньше), если все его шутки заходят в полную тишину. Некоторые обижаются, что их прервали. Но вы ведь слышали реакцию - никто не смеется. Чего обижаться? На своем первом фестивале меня также прервали через 1,5 минуты, но я понимал, что они сделали правильно. У меня ничего не заходило и итог справедлив. Если же комик выступает неплохо или хорошо, то ему дадут больше 3 минут. На последнем фестивале я выступал чуть ли не 5 минут. Что удивительно, потому что заходил я не прямо уж сильно. В общем, в среднем комик выступает 2-3 минуты и так ~1300 раз, пока все не закончатся.
Каждый день организаторы подводят итоги и берут в сезон несколько лучших комиков дня. Так все три дня и в конце еще происходят доборы среди тех, кто не вошел в число лучших, но тоже был хорош. Как происходит отбор комиков в сезон - точно никто не может сказать. Просто смешные шутки - это не единственный фактор отбора. В сезон так же могут взять комика с интересной историей за плечами, интересным образом, необычной подачей, неординарный юмором и стилем комедии. В конце концов, Открытый Микрофон - это тоже шоу. И там нужно разнообразие. Если в выпуске выйдет 8 одинаковых комиков с одинаковыми шутками про семью и детей - никто не будет такое смотреть. Это скучно. Зрительская аудитория разная с разными вкусами. И в каждом выпуске каждый зритель хочет найти хотя бы одного близкого к себе по духу комика. Поэтому в сезон проходят не все те, кто отлично выступил на фестивале. Скажем, было на фестивале 10 очень смешных врачей. Но нельзя брать в сезон столько врачей - это много для одного юмористического шоу. Нужно разнообразие. Поэтому выбирают 2-3, а остальные места отдают комикам с другой историей, другими шутками.
Таким образом из ~1300 человек в сезон попадает лишь ~60, которые начинают подготовку к съемкам - множество редактур, переписывание материала, жесткие дедлайны, показ продюсерам и т.д. и т.п. Если вдруг вы смотрите Открытый Микрофон на ТНТ и видите какого-то комика, который вам не нравится, то возможно вам стоит пересмотреть свои взгляды. Нет, я не говорю о том, что он должен вам понравится. У всех разные вкусы. Я к тому, что это нормально, что он не нравится конкретно вам, но раз этот человек прошел жесткий отбор среди 1300 человек, а затем его материал также прошел множество жестких редактур, то перед вами как минимум не плохой комик с как минимум не плохим материалом.
Теперь вы знаете все закулисья фестиваля Открытого Микрофона ТНТ. Если у вас еще остались какие-то вопросы, то можете смело задавать их в комментариях!