Овод
Революционно-романтический роман американской писательницы Этель Войнич будоражил умы современников, настроенных на решительные действия. Книга впервые напечатана в 1897 году. Революционно настроенная молодёжь внесла "Овод" в обязательный список к прочтению.
Написан роман в духе реализма. В художественном плане книга ничего нового в литературу не внесла, но считается классической потому, что ярко отобразила дух своего времени.
Один из главных персонажей - ректор и каноник Монтанелли. Но основной фигурой всё же является юноша Артур. А Монтанелли, не только его духовный учитель. Об этом позже.
"Овод" - это история о любви и революции – эдакой коктейль Молотова. Артур влюблён в Джим (она же Дженнифер, она же Джемма). Вместе они вступают в организацию "Молодая Италия", цель которой - подготовка народа к восстанию и изгнание австрийской армии из Италии. В организацию входит и Джованни Болла - соперник и соратник Артура. О таких взглядах Артура, со временем узнаёт Монтанелли. Он конечно не одобряет такие вещи и рефлексирует на свой лад. В результате Артур Бертон попадает в тюрьму. Доходит слух, что его предал соратник Болла, но это не так. Герой в результате освобождён, но по некоторым причинам покидает дом. Путь он держит в Бразилию. В этом ему поможет пьяный матрос. Странно, но английский пьяный матрос говорит с Артуром по-французски. При этом Артур англичанин. Что ж, такова задумка автора. Происходит масса "приключений" и мы видим героя 13 лет спустя.
Прошло время. Джемма уже замужем за лидером революционного кружка. Перед нами писательская богема. Там говорят о сатирике, который необходим для их пропагандистской литературы. Имя этого сатирика Феличе Риварес, пишущий под псевдонимом "Le Taon", то есть "Овод". Говорят, что он бразилец. Под этим именем в Италию вернулся Артур. Одним из недостатков романа, как раз, является предсказуемость. Риварес пишет статейки и фельетоны во французских газетах и очень остёр. Его язык - жало. Жертвой его сатиры становятся иезуиты. Больше всех достаётся Монтанелли. И читатель уже догадывается, что вызвало эту неприязнь. Портрет Ривареса по приметам: "Волосы чёрные, борода, глаза голубые, прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостаёт двух пальцев. Сражался за Аргентинскую республику, был в плену, бежал", к тому же знает пять языков. Так же у него "шрам на всё лицо", по слухам "от сабли". Окажется, что вовсе не от сабли.
У Джеммы новый поклонник Мартини. Он осыпает её комплиментами и восторгается ей. Риварес не подаёт вида, что он Артур. Бывшим влюблённым предстоит встретиться на приёме у Грассини. Там будут литераторы и русские князья, как же без них. "Тихая походка юного Артура" и "проворство кошки" выдаёт Ривареса и Джемма сравнивает его с "ягуаром". Читатель понимает, что она уже догадывается. Это к вопросу предсказуемости. По просьбе литературно-революционной богемы Овод пишет памфлет, обличающий известного католика. Конечно же на условиях, которые ставит заранее. Лоренцо Монтанелли примкнул к либералам, за что и становится жертвой сатиры. "Пляшет под дудку иезуитов", как говорит главный герой. Риварес должен с ним встретиться. Но для них, эта встреча имеет сторону поважней, чем политический конфликт. Дело в том, что Монтанелли отец Артура. Обнародовать такой факт конечно нельзя. У каноника репутация безупречна. Он не берёт взяток, у него нет любовницы. За это народ его очень уважает и доверяет ему. Но чувство вины давит на представителя церкви.
Из интересных второстепенных персонажей можно назвать Зиту Рени, которая в тесной связи с Риваресом. Она цыганских кровей, красавица, к тому же танцовщица. Выясняется, что их связывают лишь половые отношения, хотя Зита говорит, что испытывает к нему высокие чувства. Случай с уличным мальчиком покажет, что богемная цыганка брезглива к уличным детям. Поэтому моральная сторона её портрета имеет несколько негативный характер. Мальчугана избил пьяный отец. Джим помогает ему, чем может. Так же у Овода есть собака по кличке Шайтан. К слову у Джеммы есть кот, которого зовут Пашт. Таким образом читатель видит ещё одну сторону Ривареса. А Зита в финале станет женой цыгана и уйдёт с табором.
Риварес болеет. Это раны прошлого, которое узуродовало и закалило его в Бразилии. Для обезболивания приступов Артур использует опиум. Главной его задачей становится переправа оружия для революционеров на территорию Папской области (контрабандным путём). По ряду причин Джемма едет с ним. Ещё в начале романа становится понятно, что это драма и главный герой погибнет.
"Счастливой мошкою летаю. Живу ли я, иль умираю" (Такие строки Овод оставляет в посмертном письме Джемме).