Найти в Дзене
Свобода во Христе

Грехопадение и благодать

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Это было сказано сразу после грехопадения Евы и Адама. Можно ли считать согрешившую Еву наивной или слишком доверчивой? Можно ли сказать, что ее разум был подобен разуму несмышленого ребенка? Никак.

Ее разум, как и разум Адама, был хорош весьма, был совершенным. Они умели различать добро и зло, тем более что многократно были предупреждены ангелами. И перед их глазами всегда стояло дерево, напоминавшее о предупреждении самого Создателя: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16, 17).

Поэтому греху Адама и Евы нет абсолютно никакого оправдания, хотя они вместо покаяния сразу же пустились оправдывать себя. Именно это главное качество греховной испорченной нашей природы – самооправдание. Именно оно ведет человека к погибели. И человечество несомненно навсегда погибло бы уже тогда, в Едеме, если бы не другое наше качество, которое вложил Бог в человека сразу же после его грехопадения.

Что это за качество? Это спасительная Божья благодать. Именно о ней говорит текст Быт.3:15.

Что такое благодать? С еврейского «хен» - это расположение, благоволение, а также красота, очарование, миловидность, приятность.

Где в тексте Быт.3:15 проявляется благоволение Господа? В чем мы видим Божье расположение к людям? Во-первых, в том, что они не умерли сразу там, у дерева. Уже в том, что Господь сохранил им жизнь видно Его благоволение.

Но не только в этом . «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт.3:15).

«Вражда» и есть та самая спасительная благодать, благодаря которой каждый человек может быть спасен.

Почему мы можем сделать такое утверждение?

До грехопадения Адам и Ева не имели никакой склонности к греху. Регулярно питаясь плодами дерева жизни, они продлевали свою жизнь, - и так должно было быть всегда, до бесконечности. Но вкусив плодов от дерева познания добра и зла, их человеческая природа претерпела изменения. Плод с дерева познания (или соединения, слияния добра и зла) произвел такое действие с человеком, что зло ему стало казаться не таким уж и злом.

Действие алкоголя на рассудок вызывает одурманивающее действие: трезвый человек никогда не решился бы, например, на прелюбодеяние. Но отравленному разуму это кажется не таким уж и злом, и он находит оправдание запретному Богом блуду.

После грехопадения отравленная грехом природа человека уже не видела ничего страшного в разрыве с Богом. Грех в глазах людей перестал быть отвратительным, - они даже стали находить в нем некую прелесть. Теперь грех влёк их к себе, и сила этого влечения стала такой, что человек стал рабом греха, который смертельной веревкой стянул шею человека и как завоеватель потащил своего пленника в погибель.

К несчастью, став грешниками, Адам и Ева теперь могли производить на свет только грешников. И всё было бы совершенно безнадежно, если бы не «вражда».

Обратим внимание на то, кому были сказаны эти слова – змею, то есть сатане в его облике. Судьба сатаны предрешена: поражение в голову- это смертельный удар, гибель. «А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр.20:10).

«Вражда» против семени змея означает то, что человек, ставший на сторону сатаны, тем не менее не будет его послушным орудием. Что отныне у человека есть внутренняя сила, чтобы противостоять всякому злу.

И это качество теперь унаследует каждый человек, каждое «семя жены». Отныне в каждом из нас будет идти великая борьба с сатаной, исход которой предрешен на кресте.

Почему мы говорим именно о благодати, когда читаем о «вражде» в тексте Быт.3:15? Потому что благодать – это не просто Божье расположение.

Благодать – это сила, которой мы побеждаем искушение к греху. Вот почему написано: «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.5:20,21).

Отныне каждому приходящему в мир дается от рождения это качество от Господа – совесть, стремление и способность ненавидеть грех, враждовать с ним, сопротивляться ему, а по мере возрастания в вере, определять зло на дальних подступах от сердца и избегать соблазна.

Таким образом человек становится духовно сильнее, получая благодать на благодать. Именно благодать даёт человеку силу повиноваться Божьим законам, она делает его способным вырваться из рабства вредных привычек. Это единственная сила, способная сохранить человека. Одна только благодать позволяет нам противостоять злу и подавлять склонность к греху нашей падшей природы.

Чтобы мы приобрели такую силу, Христу пришлось отдать Свою жизнь. Только благодаря Его смерти мы можем обрести благодать. Ведь Иисус и есть сама Благодать, спасительная для каждого человека, приходящего в мир, как написано: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит.2:11-13).