Каетан Клобуцкий - королевский географ. Его задача бродить по землям затронутых войной, находя аномалии запечатывать их раз и навсегда при помощи магии. Сама профессия географа подкидывает разного рода препятствия: ориентации на местности не достаточно, чтобы понять где находишься, так как природа в постоянном движении и это не пустой звук, та в самом деле меняется. Сегодня перед тобою река, а десять лет назад путь преграждала горная местность.
Должен признаться, взять книгу с полки меня подтолкнуло желание прочесть полномасштабное фэнтези, вроде того, что вышло из под "пера" Сандерсона, Эриксона, Хобб и др. Но на полке, по тем или иным причинам, стояла работа поляка Колодзейчака. Из Польского куплено достаточно, прочитанного совсем не было. Аннотации читаю за редким случаем, больше ведусь на обложку. Что-то мне подсказывало, что Чёрный горизонт - это не то, что мне нужно, но выбирать было не из чего.
С первых страниц в лоб дало понимание, что взял в руки некий техно-приключенческий жанр. Вообще автора сложно поставить в какие-либо рамки. Но к фэнтези этот сборник я отнёс бы в последнюю очередь.
Абстрактный сюр, местами хоррор с обильно льющейся кровью, здесь же присутствуют боевик и ранее упомянутое приключение, антиутопия, не забудем и про научную составляющую. Конечно, содержание не сравнится в науке с Питером Уоттсом, чей авторский сборник признали лучшим по версии "Мира фантастики" (МФ) в прошедшем году, тем не менее, была стойкая уверенность, что передо мной некая компьютерная игра от разработчиков Crytek, одни только нанокадабры чего стоят. Разумеется у меня это слово вызвало ассоциации с "Crysis", где центральный персонаж был зависим от наночастиц.
Периодически позволял себе поглядывать в сторону оценки на лайвлиб, она почему-то росла. Я знал, что в февральском выпуске номера МФ на сборник опубликована рецензия с оценкой семь по десятибалльной, но всякий раз бил себя по рукам, чтобы не сорваться прочесть. Не сорвался. Иначе это затуманило вроде бы ясные мысли перед собственным текстом. По прочтении руки развязались, но я по сей момент не знаю, что написано в том обзоре, зато заглянул в четыре "рецензии" на лайвлибе. Более остальных меня поразил отзыв в один абзац с содержанием характера приблизительно такого: это лучшее, что я когда-либо читал. Сильное заявление, я бы такими не бросался. Зато теперь мы знаем, что у человека в копилке уже есть одна прочитанная книга. Юмор тонкий, я подожду.
Давайте сразу выложу свой флеш-рояль на стол. Я считаю, что этот сборник можно было не издавать, не публиковать, не писать. При этом, в глубине души я понимаю, что автор осуществил некий прорыв. Хех, я знал, что меня ожидает весьма сложная рецензия.
Предлагаю по порядку.
Что такого прорывного для меня нашлось в книге?
Автор выстроил новый мир, который никогда прежде мне не встречался и так кропотливо его проработал, что хочется присудить премию в фантастике. Здесь новые сочетания привычных нам вещей и слов обретают важный смысл. К примеру, охранные менгиры. Уверен, не все вообще знают, что такое менгир и, если б не учёба в художественной школе, а конкретно, предмет "история искусств" я бы тоже доселе не владел понятием и представлением. Но автор пристроил их в свой мир как неоспоримо нужную составляющую.
Я пребывал в восторге от подобных словосочетаний, Колодзейчак - изобретатель и с этим сложно поспорить.
Ещё одна особенность, в текстах поляка рождаются новые словосочетания из двух ранее известных для каждого слов, и сделано так потому, что в любом из языков мира автору всё равно не хватает слов для его собственного. Это похвально, это бесценно. Поощраю любые нововведения в жанры литературы.
В принципе из хорошего всё, можем перейти к ведру дёгтя.
Не просто так мною были написаны слова о том, что этот авторский сборник не стоило писать в принципе, отчасти потому что он не несёт никакой пользы. Я не говорю, что каждая книга обязана направо и налево раздавать полезное содержание, на которое читатель при необходимости мог бы сослаться. Мною имеется ввиду единственный вопрос по прочтении: зачем я это прочитал?
Отчасти потому, что автор написал вошедшие в сборник повесть и четыре рассказа по одному сценарию. Вашему вниманию представляю:
1. Повесть - Центральный персонаж путешествует (ну вообще сюда не подходит данное слово, звучит пафоснее, на деле же было сильно скуднее) к границам королевства Польша. Там встречается со злом. Вступает в схватку.
2. Рассказ - Центральный персонаж снова идёт в отдалённые уголки своего королевства, слышит некий ментальный зов о помощи, борется со злом.
3. Рассказ - Центральный персонаж снова идёт, на сей раз с группой второстепенных, борется со злом.
4. Рассказ - Центральный персонаж снова идёт...
5. Рассказ - Центральный персонаж снова идёт...
Я очень прошу понять на чём конкретно делаю акцент. Не на том, что персонаж идёт. Ему положено идти, он ведь своего рода сталкер. Упор делаю на схему: начальная точка А, конечная Б, столкновение со злом. Все 540 страниц одно и тоже, читателю втирается одно и то же, просто с разными второстепенными героями.
Я понимаю, что автор не опускал руки и действительно пытался разнообразить писанину историей.
Например, в повести шло параллельное повествование от отчиму Каетана - Роберта. А в последнем из рассказов, так сказать, предыстория отцовства и "усыновления". Между ними были рассказы о нечисти, которая идёт то с востока, то с запада. Но структура - ОДНА. Фундамент, на котором был построен дом один, а каркасы - то из соломы, то из веток и тонких прутьев, то из камня и глины.
Возможно иначе Колодзейчак не умеет, может обычная зона комфорта или просто пипл схавает. Вот, как, к примеру, "рецензент" с лайвлиба - лучшее, что прочитал за свою жизнь. Здорово, вот возьми "Отверженных" прочти.