«Худший человек на свете» – номинант на «Оскар-2022» и очередная работа датчанина Йоакима Триера, повествующая о студентке Юлии, которая не знает, чего хочет и пытается это найти. Что получилось в итоге? Об этом ниже. Не без спойлеров.
Плюсы
Животрепещущая тема, которая близка многим
«Я не знаю, чего хочу» – хотя бы раз в жизни, но каждый человек произносил эту фразу. Всегда кажется, что можно сделать лучше, выбрать другой путь, более верный чем тот, по которому идешь сейчас. Эти же мысли мучают Юлию на протяжении всего фильма, поэтому она постоянно меняет прически, работу и парней в надежде найти нечто лучшее, чем есть сейчас – что-то свое, и начать жить.
Героиня ждет щелчка, искры, бури, безумия, но этого не происходит, а если и происходит, то быстро отпускает. В мире, где вся информация доступна по щелчку пальца, трудно не сбиться и найти себя. А может быть, и невозможно. Фильм как бы говорит «ты такой не один», тебе кажется, что ты хуже всех, но это не так. Не знать, чего хочешь, и пытаться это найти – проблема поколения или даже человечества, и ты – его часть.
Тут очень много всего: и карьерный рост, идущий в ногу с одиночеством, и поиск себя, и страх опоздать, и необходимость строить семью, и свобода творчества, и феминизм, и проблема чрезмерного количества информации.
Крутые вставки на грани артхауса
Когда на экране произошел первый манекен-челлендж, я несколько удивилась, ведь абсолютно не ждала чего-то подобного от этого фильма. Героиня как бы ставит жизнь на паузу и уносится в другой мир, где, как ей кажется, все будет лучше, где она будет счастлива в объятиях другого мужчины.
Наркотический трип выполнен выше всяких похвал: как с точки зрения визуала, так и посыла. С одной стороны, героиня боится старости и неуспеха, того, что так и не найдет призвания и будет и дальше лететь по жизни как фанера над Парижем. С другой, страх стать матерью или не стать, упустить возможность и услышать, как часики оттикали свое.
Тампон, кинутый в отца, и кровавый камуфляж тоже можно интерпретировать по-разному: я тебя ненавижу и не хочу быть твоей дочерью; я тебя люблю – обрати на меня внимание; я никогда не стану такой, как ты, если у меня будут дети, а может, и все сразу.
Правильный посыл
«Не ломать себя в угоду другим» – я бы выразила его так, хотя со множеством оттенков и подсмыслов. Что бы ни происходило в жизни героини, она делает так, как считает нужным. Наверно, в этом есть что-то разрушительное и отталкивающее, но ломать себя ради других, как это делают многие, – тоже сомнительное мероприятие.
Не нравится мужчина – меняет на другого, не нравится курс – переводится на следующий. И даже беременность не заставляет Юлию «остепениться» и захотеть-таки замушшш. Правильно ли она поступает? Даже если нет – ей будет некого винить в этом, кроме себя.
Нотки феминизма
Так как «Худший человек на свете» скандинавский фильм, а там с феминизмом и правами женщин все хорошо, то много о нем не говорится. Точнее говорится, но не как о чем-то эдаком, а как о норме жизни. Но все же любопытные моменты есть, и я не могу о них не упомянуть.
В первой главе (всего их 12) Юлия с друзьями отмечает, что знает все о мужских проблемах: импотенция, утренняя эрекция и вот это вот все, но о том, что происходит с женщинами – молчок. «Если бы у мужчин были месячные, мы бы слышали о них повсюду» – говорит Юлия. Мужчины за столом смеются, осаждают героиню, и тема заминается, но мне бы хотелось, чтобы в современном кино такие темы поднимали чаще.
Минусы
Чрезмерно нудное повествование
Тут все как в жизни: паузы, бесконечные разговоры, охи и вздохи. Все, что хотели показать, считывается моментально – повседневность, которая, как и у многих людей, не бьет ключом и не искрится яркими красками.
Наверно, кто-то найдет в этом фишку, особую реалистичность и даже медитативную силу, но меня после первого часа фильма это начало утомлять.
Многожанровость
То ли комедия, то ли трагедия – многожанровость, как она есть. Само по себе явление неплохое, если правильно с ним работать. Например, та же «Девушка, подающая надежды» тоже включает в себя несколько жанров. Но это не превращает картину в кашу, а делает ее более интересной.
«Худший человек» становится то серьезной драмой, то соплежевательной мелодрамой, то романтической комедией, то артхаусом. И все это постоянно сменяет друг друга. Мне это не понравилось. Но верю, что кто-то наоборот посчитает это фишкой. Но как по мне, фильм старается быть всем сразу, но в итоге не получается ничем.
Мнимая уникальность
Очевидно, что Юлия не самый худший человек на земле – Гитлера ей точно не переплюнуть. Да, меняет работу и парней как перчатки – ее право. Изменяет – тоже ее выбор. Однако тот факт, что каждый пук героини превозносится как нечто особенное в такой реалистичной картине как минимум удивляет. Рандомная записулька из двух предложений – шедевр. Первая выпущенная статья – успех. За что бы Юлия не взялась, она во всем преуспевает, но так не бывает.
Героиня решает перевестись на психолога – пожалуйста, быть фотографом – да на здоровье, журналистом/писателем – конечно. А как же неуверенность, страх и вот это вот все, из-за чего большинство людей как раз-таки остаются там, где они есть, не начиная ничего нового? Этого в фильме о выборе и поиске себя нет.
Со временем героиня все больше скатывается в образ Мэри Сью, который тут абсолютно не уместен. «Ты очень хороший человек» говорит ей бывший парень в конце фильма. Может быть, он просто ее любит? Но кажется, и сам режиссер в это верит. Однако в чем добродетель и уникальность Юлии? Совершенно непонятно. Лично мне главная героиня показалась довольно гнилым человеком. Наверно, я просто не поняла глубокую скандинавскую душу.
Итог
«Худший человек на свете» – очень интересное и необычное кино, которое, при правильном настроении сможет заставить зрителя остановиться и подумать (а может, и загнаться). Оно не лишено интересных моментов, которые сразу после просмотра точно не забудешь.
Однако таким же рефлексирующим и мечущимся людям, как главная героиня, оно не скажет ничего нового, разве что даст понять, что ты не один, что хорошо. Но катарсиса в конце не наступит, ведь Юлия за два часа не претерпевает никакого личностного роста, и вот это уже плохо.
В целом фильм оставляет неприятное послевкусие, словно ты в любом случае окажешься у разбитого корыта, поэтому мне оно, скорее, не понравилось. Но тут каждому свое. Не исключаю, что пересмотрю его через пару лет и, когда достигну возраста героини, изменю свое мнение.
Фильмы на похожую тематику
Поиск себя, страхи, сомнения и неуверенность, но с надеждой в конце.
«Душа» (2020)
Жанр: комедия, приключения, семейный
Мультик? Да, именно он. Мультики давно перестали быть развлечением исключительно для детей. «Душу» на глубинном уровне способны понять лишь взрослые. История рассказывает о немолодом школьном учителе музыки Джо Гарднере, который, помогая другим, обретает себя.
«Ешь. Молись. Люби» (2010)
Жанр: драма, мелодрама
В ролях: Джулия Робертс, Хавьер Бардем, Виола Дэвис, Джеймс Франко
Замужняя Элизабет в исполнении Джулии Робертс в один прекрасный день понимает, что живет не своей жизнью. Героиня разводится и отправляется в путешествие по миру, в котором заново знакомится с собой и миром.
«Детка» (2014)
Жанр: мелодрама
В ролях: Кира Найтли, Хлоя Грейс Морец, Сэм Рокуэлл
Меган получает предложение руки и серда от парня, с которым уже давно встречается, но понимает, что не готова к этому шагу. Она берет паузу и уезжает в отпуск.
Смотрели «Худшего человека на свете»? Как вам фильм? Делитесь мнениями в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал – это очень поможет мне писать статьи дальше. И не забывайте оставаться кьюриос пипл.
Вам также могут понравиться следующие статьи:
#кино #фильм #обзор фильма #киноиндустрия #знаменитости #фильм на вечер #психология #психология женщин #психология отношений #саморазвитие