Найти тему
Маргарита

Чудеса перспективы

Рассказ о том, как я сделала культурологическое открытие в Третьяковке

Признаюсь честно, в прославленном московском музее я оказалась во второй раз, да и то почти не по своей воле: приехала подруга с дочерью, и они повели меня (практически за руку) туда. А в первый раз я ходила туда не помню когда и не помню зачем. Кажется, то была зима, и мне просто хотелось погреться где-нибудь, а Третьяковка оказалась рядом. Я больше люблю ГМИИ им. А.С. Пушкина (там я уже тоже была, но в гордом одиночестве, может, напишу об этом позже, все не хватает времени).

В этот раз, бродя по хмурым залам музея, я откровенно скучала. Охранник на входе заставил меня сдать рюкзак в камеру хранения, и потому тяжелый фотоаппарат все время висел у меня на шее, а карманы оттягивали телефон и прочее барахло. Так что я была похожа не на любителя искусства, а на гопника, натырившего мелочь по подъездам. Со стен на меня пялились бесконечные цари, дворяне и бояре. Дети метались от портрета Екатерины к портрету Петра, смутно осознавая, что все это уже видели в учебнике истории, и ничего нового в этих лицах нет.

Легче стало, когда властные физиономии закончились, и началось искусство. Едва отлипнув от светлого лика Пушкина и готовясь перейти в новый зал, я кинула взгляд направо, а там оказался огромный проем. А в нем - столь же огромная картина.

"Явление Христа народу" А. Иванова в Третьяковской галерее, Москва. Фото автора
"Явление Христа народу" А. Иванова в Третьяковской галерее, Москва. Фото автора

Картина "Явление Христа народу" написана художником Александром Ивановым в 1837—1857 годах. Сюжет ее по сути своей прост: Христос вышел из пустыни, где его 40 дней искушал диавол, и Иоанн Креститель указывает на него народу.

Каждая фигура этого полотна, каждая складочка на одежде (или ее отсутствие), я думаю, подробно разобраны искусствоведами (в этом, кстати, очень помогают висящие с правой стороны от картины этюды).

Тот же самый прием экспонирования в Третьяковке использован по отношению к другой картине - "Боярыне Морозовой" Сурикова (видео можно посмотреть здесь). Около нее тоже висят этюды и наброски, очень наглядно.

Но меня заинтересовало другое. Мне понравилось, что я внезапно осознала, что все, кто сидит или стоит напротив картины, если смотреть на них из того самого широкого проема, становятся не просто зрителями, а как бы участниками картины. Третий план - Христос, спускающийся с возвышения. Второй план - Иоанн Креститель и его полуголая компания. А третий план - это мы с вами, так же стоящие, разинув рот, перед картиной в холодной Москве.

Посмотрите, фигуры реальных людей перед картиной практически идеально вписываются в ее масштаб и композицию, становясь как бы частью изображенного события. Таким образом, Христос с картины является и нам в этом самом месте, в этот самый момент. По-моему, это гениально. То есть и художник все правильно сделал, и люди, именно так повесившие полотно и давшие перспективу взгляду на полтора зала для создания эффекта включения зрителей в пространство картины.

Так что в Третьяковке работают умные люди.

И злые охранники.