Найти тему
БесИстория | News

Айн Рэнд: объективизм и революция

Оглавление

Жила-была в Петрограде наша с вами соотечественница Алиса Зиновьевна Розенбаум в начале ХХ века. Она жила в неплохой семье, где в принципе всё было благополучно. А потом случилась революция одна, вторая, стало сложно, имущество конфисковали. Семья перебиралась в Крым. Алиса отучилась в Евпатории, затем — в Петрограде, а в 1925 году… уехала из Страны Советов. Насовсем.

И началась несколько иная история иного человека — Айн Рэнд. Яркой, сильной женщины, ставшей писателем, философом и медийной личностью в США. Давайте посмотрим на то, что это был за человек, что есть объективизм и чем он хорош?

1920 год
1920 год

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @beshistory. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Почему Рэнд стала такой, какой стала?

Признаться, романы «Атлант расправил плечи» и «Мы — живые» я читал довольно давно. Но буду делиться впечатлениями чисто своими, поскольку личное восприятие всегда показывает любого человека и произведения искусства с иного угла зрения.

-2

Ну да не буду разглагольствовать. Начну сразу с романа «Мы — живые». Он написан по мотивам жизни Алисы в Петрограде во время обучения в Петроградском университете. Основные герои: Кира — это сама Алиса, Лео — её возлюбленный не только по книге, но и в реальности. Звали его Лев Борисович Беккерман. И он был расстрелян в 1937 году.

История романа — о метаниях молодой, яркой героини, которая не может существовать, с одной стороны, в жестких рамках новой идеологии — коммунизма — и, с другой стороны, смирению перед этой идеологией её семьи — людей культурных, интеллигентных, вынужденных распродавать всё, что у них осталось, лишь бы выжить. Это сочетание двух крайностей жестоко противоречат пониманию мира девушкой, в которой зарождается рационализм, тяга к познанию и логике, осознание жизненного уклада в формате «для себя через себя».

Что же здесь такого необычного? А то, что девушка искренне возненавидела идеологии с какими-либо ограничениями. Коммунизм и большевизм, как я понимаю, трактовался ей как то, что разрушило Россию и людей. Помимо этого, судя по роману, Лео был ей крайне дорог. И его расстрел из-за этой системы добавлял искренней ненависти к коммунистической идеологии. Добавим к этому описание эдакой травли новой элитой бывшей имперской интеллигенции, которая стала неугодной для новой власти… Словом, ненависть эта весьма оправдана.

-3

А что там с Америкой?

Алиса уехала по студенческой визе учиться в США, но, почему-то мне кажется, не «решила не возвращаться» (так пишут в официальных источниках и биографиях писательницы), а изначально планировала просто эмигрировать. Зарубежом было много сложностей (почитайте википедию), но по итогу она выбилась «в верха». Но любопытно, что многие эмигранты из России, пожившие при новой власти, на контрасте в США только и делали, что восхищались всем вокруг. Алиса же, если вдуматься, раскритиковала многое, что есть в Штатах (особенно с экономической точки зрения), в романе-трилогии «Атлант расправил плечи».

-4

Упомяну, что названия частей романа соответствуют законам формальной логики (по Аристотелю — «Аналитике»):

  • Часть 1. «Непротиворечие» (соответствует закон непротиворечия);
  • Часть 2. «Или-или» (соответствует закон исключённого третьего);
  • Часть 3. «А есть А» (соответствует закон тождества).

Действия происходят в Америке тех лет (первая треть ХХ века), но Америке в утопичном формате — где государство скорее тиранит и пытается монополизировать всё, что можно, фактически ликвидируя частные компании. Аллюзия на коммунизм и похожие течения, где есть контроль «сверху», плановые экономики и тд. Дагни Таггерт — главная героиня романа. Она — вице-президент крупной железнодорожной компании. Её решения приносили пользу и компании, и людям, притом все решения построены исключительно на её собственном таланте и из личных убеждений, не нацеленных на какие-то «мысли об общественности». И Дагни упорно противостоит тем, кто пытается отобрать у неё возможность осуществлять её планы и задумки.

-5

И вот здесь стоит поговорить про объективизм

Опять же я совершенно не желаю пересказывать википедию или статьи из интернета. Если своим языком, все перечисленные герои были одиночками-объективистами, борющимися с коллективным злом, которое упорно отнимает у них всё, что только можно. А что же можно отнять у объективиста?

  • Возможность свободно распоряжаться собой вне доктрин и течений (политических и религиозных);
  • Возможность творить по своим знаниям и получать соотвествующие вознаграждение;
  • Возможность это делать для себя и только для себя. Если ты гений стихов, пиши стихи, наслаждайся ими, гордись этим; если гений науки, делай открытия, получи удовольствие от осуществления этой деятельности;
  • Возможность стремиться к счастью через эти знания, умения и возможности. Вера, надежда… они излишни, действовать надо!
  • Возможность удовлетворить интересы и потребности его-индивида — это ведь самое важное! О каком коллективном разуме речь, какие компании, какие группы? Каждый — целый мир, и этот «целый мир» может всё.

И если поразмышлять, можно найти огромное количество весьма успешных людей, которые приняли эту теорию осознанно или подсознательно, порой не осознавая её наличие в своей голове. Ещё до появления объяснения объективизма многие люди науки учились, совершенствовались и делали открытия сами, многие творческие люди — тоже. Причём можно быть весьма милым и мягким человеком (как Хэнк Риарден из «Атланта»), но всё равно совершить много невероятного лично, без помощи и указаний, основываясь исключительно на своём опыте, знаниях и чувствах. Да-да, чувствах тоже! Объективист — не машина. Он всего лишь делает всё, что можно, дабы достигнуть своего счастья.

-6

На мой взгляд, хорошая концепция. Лично я, став во многом объективистом после прочтения романов Айн Рэнд и закрепив их романом Германа Гессе «Демиан», не только осознал, что могу всё, но и стал делать это самое «всё». И по опыту могу сказать: это работает. Однозначно.

Пишите в комментариях, что вам нравится и не нравится в этой концепции, а также про другие философские течения!

———————————————————————————————————

Канал «ЛитМузБес» — канал об истории искусств:

ЛитМузБес — об истории искусства | Yandex Zen

———————————————————————————————————

Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень помогает продвижению канала ☺️