Найти тему
Вкус Жизни

Ранетки

Начало учебного года  в  шестом классе ничем не отличалось от прошлых сентябрьских дней. Обычная суетня на школьном дворе, беготня на большой перемене по школьному саду, где можно было полакомиться краснобокими ранетками, остатками малины и смородины на кустах, погулять около центральной клумбы, а также посекретничать с подружками в укромных уголках сада. Не помню, чтобы в то время торжество осенней природы так захватывало меня, как это происходит теперь, спустя пятьдесят лет, однако в подсознании,   осталось воспоминание  о той поре и божественной красоте увядающей природы,  волнующей, разноцветной, яркой, солнечной и манящей.

Учительница биологии Зоя Александровна Курских, настоящий фанат своего дела, в образцовом порядке содержала школьный сад. Было очевидно: она любит свое дело и гордится результатами своего труда. В пятницу она обратилась ко мне и моей подруге Наде с просьбой доставить в районный Дом культуры вазу с лучшими ранетками из школьного сада, чтобы принять участие в ежегодной районной выставке даров природы, которая будет проводиться в очередные выходные. Задача была проста, до шестнадцати часов отдать организатору выставки вазу с  яркой этикеткой, где значилось наименование сорта ранеток и номер школы, тем более Дом культуры находился по пути из школы до наших домов.

 После шестого урока Зоя Александровна,   вручая  нам ценный и ответственный экспонат для доставки на выставку, подчеркнула, что лицо учебного заведения теперь  в наших руках. Школа находилась не так близко  от Дома культуры, мы не торопясь, несли столь важный предмет в руках по очереди, меняя руки, уставшие от тяжести портфелей. Минут через десять неизвестно откуда возникла вдруг идея попробовать на вкус по одной ранетке, чтобы оценить, насколько они хороши для выставки, тем более, что в вазе их было очень  много. Мы сошлись во мнении, что ранетки очень хороши и,  не сговариваясь, съели еще по нескольку штук. Сейчас не могу объяснить, что явилось причиной полного поедания общественных ранеток, то ли голодный желудок после шести уроков требовал заполнить пустоту и полностью отшиб  чувство реальности и ответственности, то ли ранетки были настолько хороши, что удержаться от соблазна было невозможно. Только пустая вазочка вмиг  привела нас в чувства и  молниеносно включила мозг в направлении выхода из создавшейся ситуации. 

Мы видели три способа спасти свою репутацию. Первый - вернуться в школу и сознаться в своем поступке, но обеим было стыдно, что не справились с таким простым заданием и посрамили честь школы. Второй – тайно пробраться в школьный сад и наполнить вазу оставшимися на ветках ранетками, но  мы  опасались встретить  Зою Александровну, которой бы пришлось признаться в поедании школьной собственности. Третий выход показался самым простым и подходящим. Мы пришли к нам домой, нарвали кислящих ранеток с дерева из нашего сада, и ими наполнили пустую вазу.

На нашу беду дома оказалась моя старшая сестра Вера, которая стала свидетелем этой чудовищной операции. С высоты ее шестнадцатилетнего возраста и правильного воспитания она предупредила меня, что этот неприглядный поступок она не оставит без внимания и выведет обманщиц на «чистую воду». Как именно она собиралась воспользоваться имеющейся информацией, мне было не понятно, и от этого было еще более тревожно. Понурые и задумчивые  в назначенное время мы сдали злополучную вазочку с «фальшивыми» ранетками организатору выставки и спешно удалились по домам.

Пока я с подругой  маскировала свои грехи, рабочий день подходил к концу, уже вскоре должны были появиться с работы родители, час расплаты неумолимо приближался. Вера стояла на смерть, как Брестская крепость, никакие мои уговоры и обещания никогда так не поступать, не действовали на мою старшую сестру. В моем воображении уже ярко рисовались отвратительные картины позора в школе с мельчайшими подробностями,  не меньше пугало возмущенное отношение к моему унизительному поступку родителей, дедушки и бабушки. 

Крепким орешком  оказалась моя сестра Вера, она все выходные шантажировала меня раскрытием моего вранья. Состояние неизвестности,  ощущение вины за содеянное,  все это очень напрягло мою детскую психику, жизнь была не мила. От этого  меня тошнило,   резко поднялась температура, я не находила себе места от беспокойства. Может по этой причине, видя такую реакцию и мое искреннее сожаление о подлоге ранеток, в понедельник утром перед уходом в школу Вера успокоила меня, пообещав, что этот случай останется между нами. Она сдержала свое слово, преподав мне хороший урок. Выполнила и я свое обещание: с тех пор я никогда не зарилась на чужое добро, кроме того,  до сих пор я не ем  ранетки.

В те беспокойные часы ожидания расплаты пришлось эмпирическим путем уяснить для себя на всю оставшуюся жизнь, что за свои поступки надо отвечать и за все надо платить.

Понятно, что на районной выставке «фальшивые» ранетки нашей школы остались далеко от призовых мест, чем  очень огорчили Зою Александровну. Меня в то время утешало только одно обстоятельство, что наш обман остался в тайне, и жуткие  переживания остались позади.

 И все-таки, как непредсказуемо, интересно и как хорошо жить на свете!