Найти в Дзене

Вторая ночь марафона. Пройдено 682 километра

Оглавление

1200 по Сурскому краю. Беково – Поим и чуть дальше

Сквозь тьму и щебёнку до Тамалы

Нужные повороты нахожу быстро ориентируясь на дорожные указатели. Но на подъёме, на выезде из Беково, всё же спрашиваю прохожего:

— Эта дорога идёт на Вертуновку?
— Ведёт — отвечает мужчина лет сорока.

Вертуновка — ближний посёлок от Беково на дороге до Тамалы. Почему я не назвал Тамалу? Вертуновка близко и её все здесь знают. А Тамала далеко и вполне может быть, что случайный человек не знает точного ответа, или ездил в Тамалу, но по другой дороге. Начнёт думать, вспоминать, предполагать и путать меня. Нет, лучше спрашивать о близлежащей точке. Так надёжнее получить правильный ответ.

До Тамалы 50 километров по незнакомым дорогам. А потом ещё 150, и тоже по незнакомым, до самого Нижнего Ломова. Какие ощущения? Да никаких. Меня ждёт интересная ночь.

Стемнело неожиданно быстро, как только выехал на окраину Беково. Сворачиваю вправо на дорогу ведущую к воротам какой-то организации, пристраиваюсь у забора и начинаю готовиться к ночи. Вокруг пыль, сухая трава и полная темнота. Не очень удобно, но лучшего места, пожалуй, здесь не найти.

Ставлю фонари на руль, на шлем и на лоб. Тот, что на лбу, сразу даёт возможность делать всё остальное. Надеваю всё, что у меня есть из одежды: длинные велобрюки, нательную кофту под велорубашку, кепку под шлем, светоотражающую куртку. Не засекал, но кажется, времени на это ушло много. Кто ездил большие марафоны, тот знает, как непросто уже на середине дистанции даётся выполнение простых дел типа надевания брюк и курток. При этом мысли о потере времени не выходят из головы.

Еду, весь светящийся и заметный. Но похоже, на этой ночной дороге смотреть на меня некому. В начале, по спуску вдоль лесопосадок, а затем вдоль пустых полей, дорога приводит к Вертуновке. Что за село, непонятно. Но вот, магазин, указанный в легенде. Пока не закрылся. В легенде написано: «Ехать по главной дороге!» А других дорог я не вижу.

На скорость не смотрю, но стараюсь работать добросовестно. Ещё девять километров по пустой и ровной дороге и вот, железнодорожный переезд. Сворачиваю вправо и начинаю работать в подъём. Слева остаются какие-то светящиеся двухэтажные дома.

С обеих сторон дорогу закрывают плотные лесопосадки. Ни звёзд нет, ни луны на небе. Линий разметки на дороге тоже нет. Абсолютная темнота. Лишь фонари, вырывая из тьмы куски каменистой обочины, стволы и верхушки деревьев, бесшумную ночную птицу, дают смутное представление об окружающем пространстве. Это «чёрный ночной туннель», как на «Париж-Брест-Париже», только без светящейся разделительной полосы посредине дороги.

Я даже не могу понять, хорошая дорога или плохая? Особо не трясёт, но верить в то, что дорога хорошая, как-то, наивно. Да, временами колесо попадает то на кочку, то в ямку, что никак не даёт расслабиться.

Машины здесь, не часто, но едут. Едут почему-то медленно. Сначала вдали показываются фары и они, как бы, стоят на месте. Затем быстро начинают приближаться, проносятся мимо и снова впереди темнота. Догоняющие машины сначала обозначаются светом порхающим в верхушках деревьев. Свет опускается ниже, освещает дорогу и стволы деревьев. Слышится шум мотора и хруст из под колёс. Машина обгоняет и ещё некоторое время мне будут видны её удаляющиеся габаритные огни. Огни исчезают вдали. Смотрю вперёд, вижу, как «чёрный ночной туннель» уходит в бесконечность. Силюсь разглядеть «свет в конце туннеля». Но нет его! Темнота. А это значит, ещё не конец.

Еду без ощущения скорости и перемещения. Вокруг ничего не меняется, будто я в тёмной комнате кручу педали велотренажёра. Кажется, что дорога уходит под меня, а всё остальное стоит на месте. Но я знаю, что это не так. Надо просто крутить, и свет в конце туннеля появится. Не такой уж длинный этот участок – шестнадцать километров согласно легенде. Мои коллеги уже проехавшие этот участок в светлое время, наверное, имели другие ощущения. Надо будет после марафона спросить: «А что здесь, вообще, было?»

Иногда освещаю велокомпьютер и вижу свою скорость. Ниже 20 км/час не опускается, но и выше 26 ни разу не видел. Для ночи это нормально.

Дорога слегка расширилась, исчезли обступающие её деревья. Выезжаю на перекрёсток. Моя дорога идёт на север. Будет шесть километров щебёнки, почти до самой Тамалы. Сворачиваю, и сразу попадаю на толстый слой щебня, которым добросовестно покрыта дорога по всей её ширине.

Да, щебня здесь не жалели! Колёса сразу завязли. Быстро выстёгиваю контакт педали, чтобы успеть упереться в землю ногой и избежать падения.

Схожу с велосипеда, иду несколько метров пешком. Слой щебня толстый, сыпали его недавно. Следов от машин, которые могли бы накатать более-менее твёрдую колею, не видно. Похоже, машины вообще перестали ездить по этой дороге.

Переставляю цепь на самую низкую передачу. Сажусь на велосипед, пробую ехать. Метров на пятьдесят меня хватило. Снова завязло колесо. Продолжаю, начинаю искать участок дороги потвёрже. Пробую посередине, по обочинам, которые засыпаны щебнем не менее щедро, чем сам дорога. Всё одно! То колесо завязнет, то занесёт. Приходится быть очень внимательным и в любой момент быть готовым мгновенно выстегнуть контакт педали, со стороны, в которую намечается падение.

Ребятам здесь повезло больше. По светлому времени этот участок было бы ехать значительно проще. Конечно, и их здесь помотало, но предсказуемости на их пути было больше. Ну, а мне деваться некуда, надо работать.

Что и делаю. Пытаюсь внедрить в голову светлые мысли об этой дороге, типа того, что дело здесь задумано серьёзное, дорогу покроют хорошим асфальтом и если ещё доведётся проехать по этой дороге, то кроме удовольствия ничего другого здесь не получишь!

При свете фонарей разглядел, что слева от дороги протянулась невысокая и редкая лесополоса, а справа, чёрное вспаханное поле. Никого и ничего больше нет в обозримом пространстве. И только хруст вылетающей из под колёс щебёнки нарушает царящую здесь тишину.

Худо-бедно, но продвижение есть. И даже к дороге начинаю приспосабливаться. Всё-таки, есть участки с тонким слоем щебня. Каким-то чутьём нахожу их, стараюсь как можно дольше держаться в твердой колее и не зарулить на толстый слой, где сразу же последует остановка. Участки короткие, внезапно обрываются и возникают по разным сторонам дороги.

Время тянется долго. Но сколько его прошло на щебёнке, не знаю. Должно быть, Тамала уже близко. Возможно, сразу за приближающимся подъёмом.

Впереди справа показались огни какого-то посёлка. И грунтовая дорога туда же отходит. Останавливаюсь на перекрёстке, думаю, не свернуть ли? Может быть, так быстрее попаду в Тамалу? Достаю йогурт и гематоген. Перекусывая, обдумываю ситуацию. Судя по показаниям велокомпьютера, до поворота остаётся ещё километр. Но как работал велокомпьютер при движении на щебёнке с постоянными остановками — большой вопрос! Нет, по кривой грунтовке ехать сейчас ещё более рискованно.

На подъёме показалась машина. Спустилась немного, остановилась и погасила фары. Да, надо ехать по щебёнке. Поворот уже близко.

Я, что, отдохнул? Ноги так вкрутили, что в этот подъём я просто влетел! Спускаюсь, ещё немного и, поворот. Наконец, нормальный асфальт и чувство, что я еду, а не ползу.

Железнодорожный переезд и дорога приводит меня в Тамалу. Почти сразу вижу надпись «Шиномонтаж» и поворот налево, как легенде. Но слишком рано. Еду по главной, которая сворачивает вправо, а затем влево. Замечаю, что Тамала, где я никогда не бывал, весьма прилично выглядит с тех позиций, с которых я могу её разглядеть.

Выезжаю на окраину. Справа забор, за которым стоит мужчина в камуфляже с большой овчаркой, которая сразу же стала на меня лаять. Притормаживаю, с намерением уточнить направление. Но не успел остановиться и даже рта открыть, как слышу:

— Правильно едете. Ваши недавно здесь уже проезжали.
— Недавно, это когда?
— В сумерках, кажется, когда я на дежурство заступал. Может быть, что надо? Могу воды принести.
— Спасибо. Вода у меня есть.

И действительно. Обе фляжки, которые ещё в Колышлее заправил чаем Слава, практически полные.

— А отдохнуть не желаете? А то, проходите. Собаку я уберу.
— Да нет. Рано ещё отдыхать.
— А когда будет «не рано»?
— Наверное, под утро.
— Ну, вы даёте!
— Спасибо! Поехал.
— Не за что. После поворота на автозаправке магазин будет. Кофе там хороший.
— Во! Это мысль! Ещё раз спасибо!

Быстро еду до поворота, ощущая, как холодный встречный поток выносит из меня остатки тепла. Да, холод усиливается, а ещё вся ночь впереди. В такой ситуации придётся ехать или очень медленно, чтобы тепло не выдувалось, или очень быстро, чтобы самому его создавать.

Дорога становится, прямо-таки, шикарной! Ровный асфальт, разметка, бордюры, газончики. Уж не снится ли мне сон, что по Европе еду? Да и в Европе не везде так бывает. Неужели до Белинского продолжится? Тогда, это легко!

Сворачиваю на автозаправку. Перед тем, как зайти в магазин, смотрю показатели велокомпьютера на участке Беково — Тамала. 52 километра со средней скоростью 16, 6 км/час. Думал, что будет меньше. Щебёнка, конечно, подкосила моё продвижение.

Захожу в магазин. Спрашиваю кофе, который мне сразу же наливают. Пью, греюсь. В магазине очень тепло. Записываю то, что увидел на велокомпьютере, рассчитываюсь, благодарю девушку, напоившую меня кофе и, мне пора!

К отцу русской интеллигенции

До города Белинского 50 километров ночной дороги. Сажусь на велосипед, отруливаю от магазинчика и выезжаю на трассу. Дорога ровная, с гладким асфальтом, размеченная светоотражающими полосами.

Велик едет сам! Слегка помогаю ему и разгоняемся до 42 км/час. Еду по инерции, а затем, без проблем, поддерживаю скорость 35 км/час. Ну, где ты, Виссарион Григорьевич?

Долго наслаждаться скоростью не пришлось. Меньше чем через пять километров асфальт превратился в обычный. Не сказать, что совсем плохой, но поперечные трещины и ямки не дают возможности врубить полную скорость. Приходится осторожничать. Ночь, однако. А хочется! Отмечаю это желание как хороший признак. Но, как говорится, поживём — увидим. Эмоции это, или реальное состояние организма?

Велокомпьютер показывает 600 километров. Это половина дистанции марафона. Уже половина? Или, всего лишь, половина? Оптимист и пессимист выберут разные варианты ответа. Что выбираю я? Пессимистом я уже был вчера и больше не хочется. Склоняюсь к оптимистическому варианту: «Уже 600 километров, а я вполне живой и адекватный! Так и продолжать!» Начинаю оставшееся расстояние мысленно разбивать на участки, и так оно не кажется очень большим.

Ночная дорога тянется по равнине. То, что я могу разглядеть, воспринимается как однообразный пейзаж. Поля, негустые лесопосадки. Ничего, в том числе и промелькнувшие мимо маленькие сёла, не привлекает внимания. Запомнился лишь сильный ветер в верхушках деревьев, мотавший их из стороны в сторону. Силюсь понять, что это такое? Ведь я ветра не чувствую. Так бывает при попутном ветре. Но если бы было так, то при таком ветре я несся бы со скоростью в два раза выше, чем еду сейчас. Но чётко вижу, что верхушки мотает. Почему? Меня, пока ещё, не мотает.

Идёт длинный пологий спуск. Чем ниже спускаюсь, тем холоднее становится. Да, если придётся спать в плёнке, как вчера, то лучше где-нибудь на возвышенности.

Закончился спуск. Пошла ровная дорога по низине, куда опустился ночной туман. Лёгкий туман, не такой, что был вчерашней ночью. Какие-то постройки просматриваются по обеим сторонам дороги. А вот, и указатель: «Белинский». Смотрю на велокомпьютер. Быстро доехал! Чуть меньше, чем за два часа. На этом участке не было маленькой скорости.

Почти сразу после указателя короткий крутой подъём, и я въезжаю в ночной город, более-менее освещенный, с часто встречающимися не уснувшими его жителями. Оказывается, не мне одному есть чем заняться глубокой ночью!

Быстро въезжаю в центральную часть города. Посещение достопримечательностей и исторических мест на марафоне не планировалось, но колёса сами едут к памятнику В. Г. Белинскому.

Чем он в данный момент хорош для меня? А тем, что есть куда прислонить велосипед, есть куда присесть, чтобы слегка расслабиться и перекусить. Незамедлительно делаю это с большим удовольствием.

А ведь я здесь был! Когда в 1984 году ехал на велосипеде из Пензы в Севастополь, то на второй день посетил музей Лермонтова в Тарханах, а после завернул в город Белинский. Задерживаться, правда, долго не стал, но то, что успел увидеть и услышать, вызвало интерес к этому человеку.

После школьной «литературы» в памяти о Белинском ничего, кроме штампа «Великий русский критик», не осталось. Значительно позже я узнал о некоторых чертах его характера вызывающих уважение. В первую очередь, смелость. Кто ещё мог в то время сделать вывод в том, что виновником в наличии зла в этом мире является ни кто иной, как Создатель этого мира? Конечно же, Белинский преследовался за отражение подобных мыслей в своих произведениях…

Перебор в памяти того, что я знаю о Белинском, нарушила подошедшая молодая пара. Парень с девушкой устроились рядом и не замечая ничего вокруг, с нескрываемой радостью принялись обсуждать важное в их жизни событие — успешную сдачу экзаменов и поступление в один из московских институтов. Да, и мне когда-то довелось испытать такие же чувства. А сейчас, я просто получил положительные эмоции, с которыми будет легче продолжать путь.

Встаю, закрываю багажники, сажусь на велосипед и отъезжаю от памятника, с удовлетворением отметив, что затратил на отдых не более 10 минут. А вот, посмотреть и записать среднюю скорость забыл.

Время «предутреннее»

Делаю всё, как написано в легенде. Кафе «Татьяна», поворот. Еду до трассы Р138 "Пенза-Тамбов". До села Поим около 20 километров. Это немного, но на трассе надо быть аккуратным.

Несмотря на вторую половину ночи, трасса встретила интенсивным движением большегрузных автомобилей. Но есть белая полоса и полметра асфальта от полосы до обочины. И это облегчает ситуацию. Стараюсь ехать по полосе или чуть правее. Зевать и отвлекаться нельзя. Можно оказаться на обочине.

Вокруг лес, темнота, ничего не видно, всё кажется одинаковым. Однообразие нарушается лишь прохождением встречных и обгоняющих машин.

Дорога на этом участке абсолютно ровная. Иногда освещаю велокомпьютер. Скорость ниже 25 км/час не опускается. Стараюсь сосредоточиться на дороге и не отходить далеко от белой полосы.

Так и еду в ожидании появления указателя поворота на село Поим. Кстати, в Поиме мог бы быть наш контрольный пункт, но его предполагаемый организатор оказался во время организации марафона в отъезде. Это Юрий Мазнев — велотурист, велопутешественник со стажем. Я познакомился с ним ещё во время путешествия на велотандеме во Владивосток. Эта удивительная встреча произошла после нашего выезда из Новосибирска. Юрий, вместе немцем Пармом Йохимом, ехали по тому же маршруту, но в противоположную сторону — из Владивостока. После Юрий путешествовал по США, Европе, Австралии. Но на этот раз встреча не состоится.

Спать не хочу, и это хорошо. Близость автомобильной трассы не лучшее условие для отдыха.

А вот и указатель на село Поим! Не засекал время, но по ощущениям, недолго ехал по трассе. Притормаживаю перед поворотом.

Напротив, автобусная остановка, откуда доносится мужской голос задавший немного странный вопрос: «Какое сейчас время?» Успеваю разглядеть чудака в свете фар попутной машины. Отвечаю точно на поставленный вопрос: «Время предутреннее». Должно быть, мой ответ его вполне устроил. Мужчина лёг на скамейку, где он, видимо, и отдыхал до моего появления.

Сворачиваю с трассы. Еду мимо села остающегося справа. Сузившаяся дорога пошла на север. Начались подъёмы. Отдохнувшие на равнине ноги включаются сразу и тяжёлыми эти подъёмы не кажутся. Но стараюсь не увлекаться. Забравшись наверх, вижу горизонт начинающий светлеть на востоке. Две ночи я проехал в гордом одиночестве.

На спусках чувствую, как резко снижается температура воздуха. А когда же я спать захочу?

Ещё подъём, сначала крутой, а затем спуск к повороту на село Шарова, которое уже отчётливо видно. Ещё подъём. Крутой, но вскоре переходящий в длинный, пологий. На небольшом спуске на мгновение закрываются глаза, и отключается сознание. Но лишь на мгновение. Инстинкты продолжали работать и не допустили потерю равновесия, и даже изменение направления. Открывшиеся глаза не заметили никаких отклонений. Констатирую, что я прозевал неожиданный выпад сна. Значит, мне надо поспать, но я не чувствую этого.

Ещё выпад. Останавливаюсь. Всё. Пора спать. Я уже знаю, что делать. Вкручиваю максимально, до конца подъёма, чтобы хорошо разогреться и не заснуть на последних десятках метров. Наверху теплее! Останавливаюсь, схожу с дороги и быстрым шагом направляюсь в сторону лесопосадочной полосы протянувшейся в полусотне метров слева.

Вокруг иссушенные летним зноем деревья и кустарники. Достаю пленку, быстро, ещё тёплым, влезаю в неё. Кладу на переднее колесо поясную сумку, на неё голову и сразу же засыпаю.

Август 2010 года

Осталось поставить лайк, написать комментарий, на который отвечу и подписаться на канал

------------------------------------------------------------------------------------------

Читать далее:

Читать сначала:

1200 по Сурскому краю
Путешествия на велосипеде18 февраля 2022

Или посмотреть интересное:

Список статей на канале "Путешествия на велосипеде"
Путешествия на велосипеде23 декабря 2020

До встречи на канале!