Давно хотела написать о своём любимом художнике, имя которого внесено в перечень «Лучшие художники России 19-20 веков», где отмечены и такие общеизвестные мастера кисти, как В.А. Серов и И.К. Айвазовский и др. Разумеется, Ильяс Усманов давно в Союзе художников России, его произведения экспонируются и в нашей стране, и за рубежом, где входят в состав частных коллекций, его имя известно среди профессионалов и ценителей. Но мне не требуется такое подтверждение его выдающегося таланта, как рейтинги и каталоги. В моё сердце раз и навсегда живопись И.В. Усманова вошла ещё в 2006 году, когда я впервые увидела его прекрасные, незабываемые картины.
Безусловно, эта любовь началась бы раньше, но я в то время была новичком в своём городе и едва успела познакомиться с произведениями новотроицких живописцев и графиков, чему способствовала моя работа с.н.с. выставочного отдела городского музейно-выставочного комплекса.
В 2006 году наш выставочный зал запланировал целых три персональные выставки мастеров соседнего города Орска: членов Союза художников России Александра Ерёмина, Олега Китаева и Ильяса Усманова. Усманов, насколько помнится, был первым. Меня очень интриговало какое-то особенное настроение коллег в предвкушении открытия экспозиции. И отчётливо запечатлелось в памяти, как на мои слова в ответ на вопрос "Чья выставка будет в зале следующей?" отреагировал встретившийся мне случайно на улице местный художник (тоже очень талантливый и имевший уже тогда большой успех и в городе, и в области). Ответила я с удовольствием, но несколько буднично (для меня за два года работы открытия экспозиций стали не только праздниками, но и событиями довольно привычными), а он посмотрел на меня, как-то выпрямившись, и произнёс тоном человека, понимающего важность грядущего события: "Усманов?"
Всё это отложилось в моей голове и душе, возникло ожидание чего-то грандиозного, ведь я ещё не видела его картин ни разу, если не считать небольших репродукций в каталогах, которые показывала мне руководитель выставочного зала. Но когда картины привезли, я, признаться, ничего ещё не ощутила. Художник приехал тоже, и я наблюдала, поглощённая составлением перечня работ, как заносят в помещение и расставляют в произвольном порядке вдоль стен просто натянутые на подрамники холсты, большинство из которых не имело рам. У меня было много забот, и я ушла в них с головой, в то время как моя руководительница с явным уважением и большим удовольствием пообщалась с живописцем, знакомым ей много лет, цену творениям которого она, в отличие от меня на тот момент, знала превосходно.
Осознание, что передо мною не просто шедевры, а произведения, которые станут для меня особенными, не пришло ко мне сразу. Мы готовили экспозицию, занимались организационными вопросами (выпуск буклетов, этикетаж, оповещение СМИ, приглашение гостей и пр.), а когда Ильяс Васыгович выбрал время и приехал, чтобы поговорить о своих произведениях, уже висевших на стенах, я ходила за ним и заведующей выставочным залом с блокнотом и, внимательно слушая их интереснейший диалог, делала пометки о сюжетах, персонажах, истории создания тех или иных полотен, вновь почти не видя самих работ.
Что меня поразило в эту встречу: мы расставались на пороге зала, и художник обернулся, сказав: "Спасибо вам". Не знаю, отчего эти слова мне почему-то так запали в душу, но я запомнила этот миг. "Это Вам спасибо!" - был наш единодушный порыв.
Знаете, как мне повезло? В день открытия в нашем музейно-выставочном комплексе как нарочно работала какая-то серьёзная комиссия, связанная с фондами, и моя руководительница, будучи заместителем директора, не могла провести церемонию открытия. И буквально за полчаса до назначенного времени спросила у меня, смогу ли я её заменить, а они с директором непременно придут. Я с радостью согласилась. Это был очень волнующий и очень приятный для меня момент - рассказать множеству пришедших в зал горожан об авторе потрясающих работ, чести принимать которые удостоился наш зал.
А потом была первая, вторая экскурсия. Я уже прониклась неподдельным интересом к творениям живописца, говоря о которых, кажется, раскрывала сюжеты целых романов - настолько широко и ярко жили эти творения своею собственной жизнью. И после одной из экскурсий, на которую пришли студенты нашего строительного техникума, когда они, выслушав от меня всю необходимую информацию, свободно походили по залу и уже направлялись к выходу, их преподаватель вдруг сказала, остановившись: "А теперь оглянитесь ещё раз". И они оглянулись. И я тоже подчинилась этому приглашению - и в это мгновение словно заново увидела уже знакомые картины...
Это больше не были холсты на подрамниках с мастерски написанными пейзажами, натюрмортами и портретами - это были деревенские улицы, почти все - летние, уходящие куда-то вдаль, и покосившиеся изгороди, и бурно растущие кусты палисадников, и запряжённые лошадьми телеги, и выбегающие из подворотен собачонки, и люди - много людей, вдруг оживших и наполнивших своими голосами, взглядами, своими чувствами и отношениями невероятно расширившееся - практически утратившее границы - пространство выставочного зала...
Ежедневно приходила в зал, чтобы погрузиться в этот живой мир. Только обладающий грандиозным талантом мастер может так написать улицы одного лишь родного села и его окрестностей - а пейзажи у нас в Оренбуржье степные, не изобилующие особенным разнообразием, - что кажется, словно ты увидел всю вселенную. Ведь на самом деле не имеет значения, где люди рождаются и умирают, любят, ждут, радуются и страдают - в декорациях ли больших городов с их роскошной архитектурой, на фоне ли морских пейзажей или заснеженных пространств, важно, что, глядя на картину, ты всё это не просто видишь, а чувствуешь. Любовь, радость, грусть, страдание... Всё то, о чём писатели пишут в романах, художник тоже пишет - красками на холсте, будя воображение, заставляя угадывать историю чьей-то жизни.
Живопись Ильяса Усманова - это великолепие не только по содержанию. Его неповторимая манера, пастельные тона, приглушённые, неяркие, но всегда светлые, его ирония в изображении людей и их поступков... Не все умеют понять эту иронию, видя даже уродство в ней. Был случай, когда выставку пришла посмотреть пожилая женщина, утверждающая, что близко дружит с одной из наших художниц, пишущей красочные цветочные натюрморты. Меня, проводившую и затем встретившую её в выставочном зале, поразило, какие ядовитые слова эта добрая женщина нашла для увиденных в зале работ... Потом я смотрела на картины, так её возмутившие, и думала: значит, великое искусство - ещё и зеркало, отражающее то, что обычным взглядом не видно: внутреннюю злобу оно способно вытащить из человека наружу, и она изливается в мимике и интонации, произнесённых словах...
Но такие случаи - единицы. Каким наслаждением было для меня принимать молодых посетителей: старшеклассников и студентов. Сколько мыслей они высказывали, сколько эмоций я увидела! Иногда сами экскурсанты подсказывали мне, что на самом деле мог иметь в виду автор, создавая свою картину, додумывали рассказанные им истории. И это были потрясающие диалоги, показывающие, как может глубоко чувствовать и широко мыслить наша молодёжь.
Мы старались держаться подальше от полотен, где сгущались тучи или шёл дождь, замечая, что немудрено промокнуть насквозь, а возле залитых солнцем прикрывали головы, чтобы не напекло. Возле замечательного натюрморта с полевыми цветами нам казалось, что из букета - стоит его тронуть - повылетают осы и поползут другие насекомые, которые, казалось, даже тихонько жужжали там, среди стеблей...
Когда художник увёз свои работы - выставка подошла к концу, - я долго привыкала к залу, который стал пустым. После не раз видела я произведения Ильяса Усманова и на коллективных выставках в Орске, и в Новотроицке. Осенью 2018 года мы посетили экспозицию живописца уже со старшими детьми. К давно знакомым мне и любимым картинам добавились новые творения. И повторяется каждый раз то первое чувство потрясения от прикосновения к созданному Ильясом на холсте Миру.
И ещё заметила для себя, что мне совсем не хочется видеть полотна этого художника "одетыми" в рамы... Этот мир нельзя ничем ограничивать, он свободный, бесконечный, не требующий никаких дополнений к тому совершенству, что получается из союза таланта неподражаемого живописца с виртуозной техникой, превращающими обыкновенные холсты и краски в орудия истинного волшебства.
#Ильяс_Усманов #Союз_художников_России #живописец #выставка