Найти тему
Матрица Любви

Любимый художник. Ильяс Усманов

Давно хотела написать о своём любимом художнике, имя которого внесено в перечень «Лучшие художники России 19-20 веков», где отмечены и такие общеизвестные мастера кисти, как В.А. Серов и И.К. Айвазовский и др. Разумеется, Ильяс Усманов давно в Союзе художников России, его произведения экспонируются и в нашей стране, и за рубежом, где входят в состав частных коллекций, его имя известно среди профессионалов и ценителей. Но мне не требуется такое подтверждение его выдающегося таланта, как рейтинги и каталоги. В моё сердце раз и навсегда живопись И.В. Усманова вошла ещё в 2006 году, когда я впервые увидела его прекрасные, незабываемые картины.

Безусловно, эта любовь началась бы раньше, но я в то время была новичком в своём городе и едва успела познакомиться с произведениями новотроицких живописцев и графиков, чему способствовала моя работа с.н.с. выставочного отдела городского музейно-выставочного комплекса.

В 2006 году наш выставочный зал запланировал целых три персональные выставки мастеров соседнего города Орска: членов Союза художников России Александра Ерёмина, Олега Китаева и Ильяса Усманова. Усманов, насколько помнится, был первым. Меня очень интриговало какое-то особенное настроение коллег в предвкушении открытия экспозиции. И отчётливо запечатлелось в памяти, как на мои слова в ответ на вопрос "Чья выставка будет в зале следующей?" отреагировал встретившийся мне случайно на улице местный художник (тоже очень талантливый и имевший уже тогда большой успех и в городе, и в области). Ответила я с удовольствием, но несколько буднично (для меня за два года работы открытия экспозиций стали не только праздниками, но и событиями довольно привычными), а он посмотрел на меня, как-то выпрямившись, и произнёс тоном человека, понимающего важность грядущего события: "Усманов?"

Всё это отложилось в моей голове и душе, возникло ожидание чего-то грандиозного, ведь я ещё не видела его картин ни разу, если не считать небольших репродукций в каталогах, которые показывала мне руководитель выставочного зала. Но когда картины привезли, я, признаться, ничего ещё не ощутила. Художник приехал тоже, и я наблюдала, поглощённая составлением перечня работ, как заносят в помещение и расставляют в произвольном порядке вдоль стен просто натянутые на подрамники холсты, большинство из которых не имело рам. У меня было много забот, и я ушла в них с головой, в то время как моя руководительница с явным уважением и большим удовольствием пообщалась с живописцем, знакомым ей много лет, цену творениям которого она, в отличие от меня на тот момент, знала превосходно.

Осознание, что передо мною не просто шедевры, а произведения, которые станут для меня особенными, не пришло ко мне сразу. Мы готовили экспозицию, занимались организационными вопросами (выпуск буклетов, этикетаж, оповещение СМИ, приглашение гостей и пр.), а когда Ильяс Васыгович выбрал время и приехал, чтобы поговорить о своих произведениях, уже висевших на стенах, я ходила за ним и заведующей выставочным залом с блокнотом и, внимательно слушая их интереснейший диалог, делала пометки о сюжетах, персонажах, истории создания тех или иных полотен, вновь почти не видя самих работ.

Что меня поразило в эту встречу: мы расставались на пороге зала, и художник обернулся, сказав: "Спасибо вам". Не знаю, отчего эти слова мне почему-то так запали в душу, но я запомнила этот миг. "Это Вам спасибо!" - был наш единодушный порыв.

Знаете, как мне повезло? В день открытия в нашем музейно-выставочном комплексе как нарочно работала какая-то серьёзная комиссия, связанная с фондами, и моя руководительница, будучи заместителем директора, не могла провести церемонию открытия. И буквально за полчаса до назначенного времени спросила у меня, смогу ли я её заменить, а они с директором непременно придут. Я с радостью согласилась. Это был очень волнующий и очень приятный для меня момент - рассказать множеству пришедших в зал горожан об авторе потрясающих работ, чести принимать которые удостоился наш зал.

А потом была первая, вторая экскурсия. Я уже прониклась неподдельным интересом к творениям живописца, говоря о которых, кажется, раскрывала сюжеты целых романов - настолько широко и ярко жили эти творения своею собственной жизнью. И после одной из экскурсий, на которую пришли студенты нашего строительного техникума, когда они, выслушав от меня всю необходимую информацию, свободно походили по залу и уже направлялись к выходу, их преподаватель вдруг сказала, остановившись: "А теперь оглянитесь ещё раз". И они оглянулись. И я тоже подчинилась этому приглашению - и в это мгновение словно заново увидела уже знакомые картины...

Это больше не были холсты на подрамниках с мастерски написанными пейзажами, натюрмортами и портретами - это были деревенские улицы, почти все - летние, уходящие куда-то вдаль, и покосившиеся изгороди, и бурно растущие кусты палисадников, и запряжённые лошадьми телеги, и выбегающие из подворотен собачонки, и люди - много людей, вдруг оживших и наполнивших своими голосами, взглядами, своими чувствами и отношениями невероятно расширившееся - практически утратившее границы - пространство выставочного зала...

Ежедневно приходила в зал, чтобы погрузиться в этот живой мир. Только обладающий грандиозным талантом мастер может так написать улицы одного лишь родного села и его окрестностей - а пейзажи у нас в Оренбуржье степные, не изобилующие особенным разнообразием, - что кажется, словно ты увидел всю вселенную. Ведь на самом деле не имеет значения, где люди рождаются и умирают, любят, ждут, радуются и страдают - в декорациях ли больших городов с их роскошной архитектурой, на фоне ли морских пейзажей или заснеженных пространств, важно, что, глядя на картину, ты всё это не просто видишь, а чувствуешь. Любовь, радость, грусть, страдание... Всё то, о чём писатели пишут в романах, художник тоже пишет - красками на холсте, будя воображение, заставляя угадывать историю чьей-то жизни.

Живопись Ильяса Усманова - это великолепие не только по содержанию. Его неповторимая манера, пастельные тона, приглушённые, неяркие, но всегда светлые, его ирония в изображении людей и их поступков... Не все умеют понять эту иронию, видя даже уродство в ней. Был случай, когда выставку пришла посмотреть пожилая женщина, утверждающая, что близко дружит с одной из наших художниц, пишущей красочные цветочные натюрморты. Меня, проводившую и затем встретившую её в выставочном зале, поразило, какие ядовитые слова эта добрая женщина нашла для увиденных в зале работ... Потом я смотрела на картины, так её возмутившие, и думала: значит, великое искусство - ещё и зеркало, отражающее то, что обычным взглядом не видно: внутреннюю злобу оно способно вытащить из человека наружу, и она изливается в мимике и интонации, произнесённых словах...

Но такие случаи - единицы. Каким наслаждением было для меня принимать молодых посетителей: старшеклассников и студентов. Сколько мыслей они высказывали, сколько эмоций я увидела! Иногда сами экскурсанты подсказывали мне, что на самом деле мог иметь в виду автор, создавая свою картину, додумывали рассказанные им истории. И это были потрясающие диалоги, показывающие, как может глубоко чувствовать и широко мыслить наша молодёжь.

Мы старались держаться подальше от полотен, где сгущались тучи или шёл дождь, замечая, что немудрено промокнуть насквозь, а возле залитых солнцем прикрывали головы, чтобы не напекло. Возле замечательного натюрморта с полевыми цветами нам казалось, что из букета - стоит его тронуть - повылетают осы и поползут другие насекомые, которые, казалось, даже тихонько жужжали там, среди стеблей...

Персональная выставка Ильяса Усманова. Новотроицк, осень 2018 года
Персональная выставка Ильяса Усманова. Новотроицк, осень 2018 года

Когда художник увёз свои работы - выставка подошла к концу, - я долго привыкала к залу, который стал пустым. После не раз видела я произведения Ильяса Усманова и на коллективных выставках в Орске, и в Новотроицке. Осенью 2018 года мы посетили экспозицию живописца уже со старшими детьми. К давно знакомым мне и любимым картинам добавились новые творения. И повторяется каждый раз то первое чувство потрясения от прикосновения к созданному Ильясом на холсте Миру.

Персональная выставка Ильяса Усманова. Новотроицк, осень 2018 года
Персональная выставка Ильяса Усманова. Новотроицк, осень 2018 года
Персональная выставка Ильяса Усманова. Новотроицк, осень 2018 года
Персональная выставка Ильяса Усманова. Новотроицк, осень 2018 года
Персональная выставка Ильяса Усманова. Новотроицк, осень 2018 года
Персональная выставка Ильяса Усманова. Новотроицк, осень 2018 года

И ещё заметила для себя, что мне совсем не хочется видеть полотна этого художника "одетыми" в рамы... Этот мир нельзя ничем ограничивать, он свободный, бесконечный, не требующий никаких дополнений к тому совершенству, что получается из союза таланта неподражаемого живописца с виртуозной техникой, превращающими обыкновенные холсты и краски в орудия истинного волшебства.

#Ильяс_Усманов #Союз_художников_России #живописец #выставка