Бывало ли у вас так, что, заинтересовавшись какой-либо темой статьи на дзене, Вы теряете интерес буквально на первых же прочитанных абзацах? А почему это происходит, задумывались? Давайте поразмышляем вместе.
И заодно - вопрос к членам команд по производству образовательных курсов: как статья на дзене может помочь написать текст лекции?
Привожу свои соображения - и жду комментариев от всех, кто что-либо пишет: давайте вместе соберем пакет рекомендаций.
Что в статье привлекает внимание? Сначала, видимо, ЗАГОЛОВОК публикации. С ним все в порядке - он же привлек внимание, вы открыли статью и начали ее... читать? Нет! Смотреть "по диагонали" - сначала, наверное, посмотрели на картинку, потом - на первый абзац, потом - на общий вид статьи... Верно?
Картинка и заголовок - это то, что отражает все содержание целиком, и их сочетание должно оправдывать ожидания читателя.
Если над заголовком юморная сценка - то и статья, скорее всего, коротенькая. Написана легко и весело, вызывает положительные эмоции, из разряда просмотрели - прочитали - улыбнулись - забыли. Лайкнули еще, да.
Изображение серьезное - значит, и статья научная, умная, требует времени для изучения. Нет времени? Закрыли, вернемся в другой раз.
Иллюстрация сказочная, непонятная, со множеством зашифрованных в ней смыслов - значит, можно ожидать, что текст поможет раскрыть внутреннюю сущность не только изображения, но и некие вопросы подсознания... Над такой статьей хорошо поразмышлять. Есть время и желание размышлять? Начинаем читать. Не зацепило сразу? Откладываем. В другое время и при другом настрое, может, покатит.
А если по картинке ожидания одни, а по диагональному просмотру первого абзаца и общего вида текста складывается впечатление совсем иное?
Тогда возникает так называемый "когнитивный диссонанс" - это, примерно, когда мысли в голове никак не укладываются с реальностью. Не претендую на научную сущность при определении этого явления, но пример моего понимания - это все равно как иллюстрировать университетский научный вестник иллюстрациями из сборника анекдотов с одесским юмором.
А дальше, за картинкой? Что с текстом?
В начале 2000-х годов в одном широко известном платном институте (точнее, ныне закрытой ".... .... Академии"), проводилось такое исследование: на каком этапе студент перестает понимать прочитанное? Оказалось, что это может произойти и на первом абзаце. Наш мозг перестает воспринимать написанное в двух случаях:
- если абзац слишком длинный: его конец мы просто просмотриваем, пропуская то, за что глаз не зацепился;
- если встречаем незнакомое слово, смысл которого волшебным образом не разъясняется по тексту абзаца: наш мозг придумывает значение слова, в то время как глаза продолжают бежать по тексту, не воспринимая написанное.
А когда же студент вновь включается в чтение? Представьте себя на месте студента... Есть идеи?
Вот что говорят об этом исследователи: как правило, после непонятного слова или предложения мы снова начинаем пытаться читать текст либо через абзац, либо с графически выделенного объекта.
Именно поэтому в тексте статьи, чтобы сохранять интерес читателя, надо графически выделелять отдельные слова, абзацы, предложения. И делать краткие выводы, акцентируя на них внимание и тем самым подводя к следующему рассуждению.
Просто? Вполне. И этот же опыт можно перенести и в написание текста лекций для образовательного курса.
Мои пять постулатов авторам для сохранения внимания читателей:
- Вставляем иллюстрации
- Сокращаем абзацы
- Выделяем главное
- Задаем вопросы для размышления
- Делаем выводы
А еще умеренность. Не надо много выделений. И не надо сочетать много разных графических стилей в одном тексте. От них тоже глаз устает.
Как видите, ничего нового, все это давно известно - просто собрано в одном месте, в одно время, и для определенной цели. Для команды, создающей образовательный курс, подобная работа облегчит задачу создания курса дальше - основные мысли и выводы плавно перенесем в презентацию... из которой потом можно сделать видео... Ну а как использовать инструменты презентации при производстве образовательного курса - это будет уже другая тема.
Читатели, писатели, авторы курсов, методисты, методологи, педагогические дизайнеры - ваши комментарии? Можете еще предложить способы сохранения внимания слушателя/читателя при изучении текста?
#дополнительноеобразованиеикурсы #методист #учебныйцентр #учебныйкурс #умк #преподаватель #дополнительноеобразование #профпереподготовка #повышениеквалификации #консультациионлайн