Найти в Дзене
Зеркало | PsyhoMirror

"Секретарша" (режиссер Стивен Шейнберг, 2002 г.) психологический разбор фильма

🔞 Не рекомендуется к прочтению лицам, не достигшим совершеннолетия. ❗️ Внимание: текст содержит спойлеры. Психологический портрет главной героини. В первых сценах фильма мы видим, что Ли Холлоуэй растет в неблагополучной, дисфункциональной семье, где пьющий отец регулярно избивает мать и попадает в неприятности. Мистер Грей, начальник героини на начальной стадии их общения, заметил, что Ли «очень напряжена и закрыта». И это действительно так, девушка скована, зажата, неспокойна и имеет склонность к самоповреждениям. Самоповреждающее поведение говорит о нарушениях в эмоциональной сфере героини. Вероятно, это ее способ справиться с непереносимостью слишком сильных для ее психики эмоциональных состояний, так как другому, более здоровому способу Ли не обучена, а среда, в которой она растет наполнена событиями, которые неокрепшая психика еще не умеет выдерживать и трансформировать созидательным для себя образом. Предполагаю, что домашнее насилие, невольным свидетелем которого является Ли,

🔞 Не рекомендуется к прочтению лицам, не достигшим совершеннолетия.

❗️ Внимание: текст содержит спойлеры.

Психологический портрет главной героини. В первых сценах фильма мы видим, что Ли Холлоуэй растет в неблагополучной, дисфункциональной семье, где пьющий отец регулярно избивает мать и попадает в неприятности. Мистер Грей, начальник героини на начальной стадии их общения, заметил, что Ли «очень напряжена и закрыта». И это действительно так, девушка скована, зажата, неспокойна и имеет склонность к самоповреждениям. Самоповреждающее поведение говорит о нарушениях в эмоциональной сфере героини. Вероятно, это ее способ справиться с непереносимостью слишком сильных для ее психики эмоциональных состояний, так как другому, более здоровому способу Ли не обучена, а среда, в которой она растет наполнена событиями, которые неокрепшая психика еще не умеет выдерживать и трансформировать созидательным для себя образом. Предполагаю, что домашнее насилие, невольным свидетелем которого является Ли, вызывает у нее сильный страх и чувство беспомощности, а также неосознанную агрессию на отца-обидчика, которую психика героини за невозможностью каких-либо других способов реализации направляет на саму себя. Также у героини прослеживается слишком плотная симбиотическая связь с матерью, это видно из сцен их межличностного общения, а также подчеркивается Мистером Греэм, где тот прикалывает ей «ходить домой самостоятельно, т.к. она не маленькая девочка, которую матери нужно забирать с работы на машине». И действительно, отправившись домой в одиночестве, героиня испытывает инсайт, что впервые идёт одна по улице. Осмелюсь предположить, что все эти факторы, являются предпосылками формирования пограничной личностной организации у героини, а возможно и пограничного личностного расстройства.

-2

В книге «Очерки по психологии сексуальности» Зигмунд Фрейд пишет: «Самая разительная особенность этой перверсии заключается, однако, в том, что пассивная и активная формы ее всегда совместно встречаются у одного и того же лица. Кто получает наслаждение, причиняя другим боль в половом отношении, тот также способен испытывать наслаждение от боли, которая причиняется ему от половых отношений. Садист всегда одновременно и мазохист, хотя активная или пассивная сторона перверсии у него может быть сильнее выражена и представлять собой преобладающее сексуальное проявление». Соответственно, верно и обратное, человек с мазохистскими наклонностями одновременно имеет и тенденции к садизму. Мы видим переход от мазохистской формы поведения к садистской на примере взаимоотношений главной героини с женихом Питером, а также в той части фильма, где начальник Мистер Грей перестает уделять героине какие-либо знаки внимания, в их случае – негативные, он больше не унижает ее морально и не наказывает физически. В этих ситуациях она перестает занимать исключительно подчиненную позицию, переходя к противоположной крайности – нисколько не заботясь о чувствах жениха, не утруждаясь объяснить причины, покидает его в день свадьбы, а когда тот пытается ее вернуть, дает ему жесткий отпор. Босса же героиня целенаправленно выводит из равновесия, подкидывая ему насекомых и делая ошибки в документах, таким образом провоцируя его на внимание и очередное наказание.

-3

Психологический портрет главного героя. Мистер Грей демонстрирует признаки гипертрофированной чистоплотности и аккуратности. Он требует такой же дисциплины от Ли, что может свидетельствовать об анально-садистическом характере по Фрейду, авторитарном характере по Фромму, либо об эпилептоидной акцентуации характера по Личко. В обоих случаях человеку с такими чертами характера свойственна жестокость, властность, любовь к доминированию в социальной иерархии. Главный герой закрыт, немногословен. Из его окружения мы бегло видим двух разъяренных женщин, одна из них, бывшая секретарша покидает офис в расстроенных чувствах, чуть ли не со слезами на глазах. Другая, судя по всему – жена, подающая на развод, скорее испытывает по отношению к герою эмоцию сильного гнева. Жизнь мистера Грея для нас закрыта, как и его мысли, в этом присутствует контраст с открытостью героини. При этом он достаточно быстро идет на псевдо-сближение – шаг за шагом нарушая личные границы героини: активно прибегает к игнорированию, бесцеремонно интересуется ее интимной жизнью и самоповреждениями, заставляет выполнять бесполезную работу, при этом постоянно меняя правила, начальник унижает свою подчиненную все сильнее. Разрушив и без того слабые личные границы героини, Мистер Грей переходит от эмоционального насилия к сексуализированному физическому.

Девиантные сексуальные наклонности обоих героев указывают на то, что они склонны к построению симбиотических отношений. В их союзе герой стремится к тотальному господству, что характерно для садизма, а героиня стремится к подчинению, что характерно для мазохистического характера. На примере героини, мы видим, как она буквально расцветает после встречи с мистером Греэм: ее осанка выправляется, она начинает ухаживать за собой, делать макияж и прически, подбирать красивую одежду. До этого она казалась очень одиноким, потерянным, скованным человеком – это прослеживалось во всем ее существе, начиная от осанки – сутутлость, поднятые вверх плечи, характеризуют Ли, как напуганного человека, манера говорить тихо и робко свидетельствует о неуверенности в себе, излишне скромная устаревшая одежда говорят о неразвитости ее сексуальности, полоролевой идентификации – отсутствии желания нравиться и очаровывать, подчеркивая свою привлекательность. Но почему же тогда, после встречи с Мистером Греэм, несмотря на все его «издевательства», она не становится более зажатой, а, напротив, раскрывается? Дело в том, что симбиотическая связь героев заменяет им любовь в общепринятом смысле этого слова, хоть по своей сути она скорее построена на власти, вселении ужаса и контролируемом страдании, тем не менее эффект от данной связи скорее положительный.

-4

Симбиотичность связи садистско-мазохистских отношений согласно Э.Фромму заключается в том, что мазохист стремится растворить свою индивидуальность, отдельность, путем полного слияния с доминирующим субъектом. Садист также стремится к слиянию и расширению, трансформации своей индивидуальности, только избирает при этом противоположный путь – поглощение своего партнера. Оба они очень зависимы от связи друг с другом, так как собственная идентичность для каждого из них невыносима и несет с собой ощущение тревожащей пустоты и неполноценности. Вдобавок эта связь реализует потребность героев в близких эмоциональных отношениях путем обоюдного удовлетворения девиантных влечений.

В фильме «Секретарша» затронута очень интересная тема сексуальности как таковой. Дело в том, что человеку в принципе присуще строить сексуальное возбуждение на основе собственного воображения. С. Жижек писал: «Что-то гнилое является конститутивным для мира секса, человеческая сексуальность сама по себе извращена, подвержена садомазохистским извращениям и, в частности, смешении реальности и фантазии. Даже когда я нахожусь наедине с партнёром, мое сексуальное взаимодействие с ним неразрывно переплетается с моими фантазиями, т.е. каждое сексуальное взаимодействие потенциально структурировано как «мастурбация с реальным партнёром» — я использую плоть и тело моего партнёра как опору для запуска/воплощения моих фантазий. Именно по этой же причине в рамках полового акта один партнер просит другого продолжать говорить, обычно рассказывая что-то «грязное» — даже когда держишь в руках «саму вещь» (обнаженное тело любимой партнерши), это присутствие необходимо дополнять речевыми фантазиями…». Форма садистско-мазохистских девиаций является очень широкой, растущей из культурных глубин западного общества, классически наделяющего мужчину и женщину противоположными социальными ролями и свойствами характера. Традиционно достоинством женщины считалась жертвенность и подчиненность мужчине, а достоинством мужчины – властность и целеустремленность в получении желаемого. Поэтому считаю, что данная форма сексуальных отношений присуща большинству людей, но в разной степени ее осознания и реализации.