Найти тему
Журнал "Лучик"

Как масоны вышли на международный уровень

Оглавление

Тайные общества во Всемирной истории. Часть IV

Итак, ранее мы рассказали как возникло масонство. По своей сути масонство — это квазирелигия, то есть характерная для Нового времени форма замещения традиционных религий (коммунизм, например, это квазирелигия).

Родиной масонства была Англия. Классическое, британское масонство, безусловно, важная составная часть нынешней либеральной идеологии, потому хотя бы, что либерализм — тоже английское изобретение. Но ставить знак тождества между этими двумя направлениями нельзя. Так можно договориться до того, что Шекспир был масон. Что паровоз изобрели масоны. Что же теперь, утверждать, что все шекспироведы и железнодорожники — масоны, так, что ли?

Так можно даже журнал «Лучик» связать с масонами! Потому что журнал как формат возник тогда же, в начале XVIII века в Англии. Первым журналом был «Болтун» (Tatler), который в 1709 году начали издавать Джозеф Аддисон и Ричард Стил. Они же двумя годами позже придумали журнал «Зритель» (The Spectator). А с января 1731 года стал выходить в свет самый известный журнал тех времен и появилось само слово «журнал» (magazine) — The Gentleman’s Magazine. (Слово «магазин» в XVIII веке означало военно-продовольственный склад, а вовсе не лавку.)

Значит ли это, что все журналы на свете — масонские? Конечно же, нет. Это просто два одновременно возникших явления. По одной причине — необходимости общаться и узнавать новое. Сейчас мы, наоборот, живем в эпоху переизбытка общения. Социальные сети, мессенджеры, телефоны, видеочаты… Поэтому нам трудно понять мысли и чувства человека, жившего 300 лет назад. Но поставьте себя на место английского помещика XVIIIстолетия! Деревня. Зеленая лужайка. Корова. Собака. Ближайший сосед в восьми милях. Поговорить не с кем. Тоска! Конечно, хочется развеять чем-нибудь эту тоску. Просветительским журналом или масонской ложей…

В 1717 году масоны менее всего думали о том, чтобы кого-то захватывать и осуществлять «план мирового господства». Их цель была совсем в другом — создать коммуникативную сеть. Вот что увлекало их. Внезапно открывшаяся возможность человеческого общения. Масонство стало «интернетом» для ищущих точки соприкосновения диковатых английских помещиков, пресвитерианских шотландских священников и еврейских купцов, которые «понаехали» в Лондон в 1688 году из Амстердама вслед за Вильгельмом Оранским (а вот русский царь Петр Первый в то же время, кстати, решительно отказал бургомистру Амстердама в вопросе «еврейских инвестиций в русскую экономику»: Петр был в экономическом плане, вообще, протекционист и вполне национально рассуждающий политик; ту же политику продолжала его дочь Елисавета, горячая православная, категорически заявившая: «От врагов Господа Моего Иисуса Христа не желаю прибыли интересной»).

Масоны в первой трети XVIII столетия были сугубо английским, очень провинциальным, «местечковым» явлением, а потом это явление стало стремительно расти по всей Европе на фоне угасания традиционных религий и всё бо́льшей потребности людей общаться, с одной стороны, и всё бо́льшей необходимости иметь в этом стремительно расширяюшемся мире хоть какую-нибудь идеологию и мораль. Англия до середины XVIII века в принципе была сильно обособлена от «континента». До сентября 1752 года у англичан даже григорианского календаря не было (англичане считали его «папистским»)! Они «отставали» во времени от остальной Европы.

А вот во второй трети XVIII столетия масонская квазирелигия «выплеснулась» с Британских островов и разлетелась по всему миру. Эта квазирелигия распространилась в других странах, но (как это и бывает с любой религией или квазирелигией) изначальное, базовое вероучение изменилось. Французское масонство непохоже на английское, немецкое очень сильно отличается от французского, а уж русское масонство — это вообще оригинальное, до сих пор толком непонятое и нерасшифрованное явление.

Вторая половина XVIII века — это расцвет, золотой век масонства. Масонство было очень популярно во всех европейских странах, но это же и сделало его до неприличия многоликим и противоречивым.

Распространение масонства во Франции

Французское королевство сыграло в истории масонства чрезвычайно важную роль. Тут нужно заметить, что именно во Францию убежал в 1688 году свергнутый «славной революцией» Яков II Стюарт. Т. е. во Франции и был-то головной мозг антиоранжистской оппозиции, которая продвигала и тайно финансировала масонский «проект». Однако после Утрехтского мира 1713 года, закончившего Войну за испанское наследство, Франция обязалась признать «голландскую династию». Попытка «Старого Претендента» десантироваться в 1715 году в Шотландии закончилась полным провалом. И в итоге французы объявили Стюартов нежелательными фигурами, т. е. вышвырнули их вон из страны. «Старый Претендент» уехал в Италию, там женился на дочке польского короля Яна Собеского и закончился как политик. А его сторонники остались жить во Франции.

В 1725 году в Париже возникла масонская ложа, которая сформировалась из вот этих недобитых якобитов. Это был «Английский клоб», только и всего (вот еще одна вещь, возникшая в одном пакете с журналами и масонскими ложами, — клубы). Собиралась ложа в кабаке Хьюта на рю де ла Бушери. Они проводили свои странные обряды и мололи чепуху про рыцарство, которого де-факто больше не было, а была только убогая ностальгия по временам Стюартов (забегая вперед, скажем, что и русские эмигранты, убежавшие в Париж от большевиков, по тем же причинам очень любили посещать масонские ложи: тут они могли в полной мере предаваться ностальгии и иллюзиям о чудесной Российской империи, которую они потеряли; в принципе неверно считать большевиков масонами! это масоны убежали от большевиков, а не наоборот… тот, кто этого не понимает, у того в голове бардак и политическая неграмотность!).

А вот к концу 1730-х эта оппозиционная тусовка стала загнивать и разваливаться, и в ложу начали принимать французов. Первым великим мастером французского происхождения был, по-видимому, маркиз де Гондрен, но по-настоящему французские масоны «обрели суверенитет», когда великим мастером стал принц крови Луи де Бурбон-Конде. Случилось это в 1743 году.

Французское масонство с самого начала было очень странным и непохожим на английское. Англичане из принципа не принимали в свои ложи женщин, а вот у французов были так называемые «адоптивные ложи» (не адаптивные!), которыми командовала сестра принца крови. Связано это с разницей между британским и французским законодательствами. В Англии, как известно, система майората: т. е. старший сын получает всё, а остальные — ничего. А вот загнивающие французские аристократки часто получали в наследство целые поместья и могли себе позволить плевать в потолок, лопать тортики и клубнику, читать сентиментальные романы и играться в тайное общество.

-2

В общем, масонство во Франции стремительно распространялось. Проводниками масонства были военные офицеры, которых посылали «к полку» в Шампань или Прованс (и в ваших жилах тоже есть огонь), и эти офицеры организовывали в провинциальном городке масонскую ложу (по той же схеме масонство впоследствии будет распространяться и в России).

Нужно понимать, что Франция с 1643 года (с битвы при Рокруа) в принципе стала ведущей европейской державой, претендующей на экономическую и культурную гегемонию на «континенте» (это впоследствии и привело к Наполеоновским войнам, закончившимся для Франции русской оккупацией в 1814 году). Франция от природы очень богатая страна (приблизительно в три раза богаче Англии, почему Англия и была побеждена в Столетней войне). Если во Франции нет гражданской войны и ее экономика более-менее стабильна, французы всегда будут задавать музыку в общеевропейских делах. Англичане в этом смысле нация очень болтливая, самолюбивая, но по факту ничтожная, по сравнению с французами и немцами. Великобритания — это провинция, а не империя, и всегда была провинцией, окраиной Западного мира, а не его центром.

Масоны против иезуитов

Вот почему на распространение масонства в Великобритании никто не особо не отреагировал, а вот всё то же самое во Франции вызвало предсказуемое раздражение католического духовенства. Франция после отмены Нантского эдикта в 1685 году окончательно превратилась в католическую страну, церкви и школы гугенотов были разрушены, сами гугеноты сотнями тысяч человек уезжали в Англию и Голландию. В теперь, получается, с англо-голландского региона опять во Францию потекла какая-то странная ересь, которую католики, естественно, считали немного перекрасившимся гугенотством (и в общем-то были правы: и классический либерализм, и масонство, и даже так называемый гуманизм растут из одного и того же протестантского, антикатолического корня, — всё это разные формы одной большой квазирелигии, в основе которой не Бог, а абстрактные «права человека»; это можно считать тремя разными квазирелигиями или тремя субквазирелигиями одной — не суть, суть в том, что это близкие по своему генезису и вектору идеи).

В общем, в 1738 году масонство было официально признано, в том смысле, что его впервые публично осудил римский папа Климент XII, буллой «In eminenti apostolatus specula». Т. е. 1717 год нужно считать рождением масонства как такового в Англии, а 1738-й — годом «выхода на международную арену». Вот две даты, которые нужно запомнить и твердо держать их в голове всякий раз, когда кто-нибудь будет вам говорить про исключительную древность «союза вольных каменщиков». Каменщики-то были, да. Но это был профсоюз, а не квазирелигия. А теперь это была уже ересь, секта.

Распространению масонства способствовала радикальная перемена в умах людей. Эта перемена в начале XVIIIвека не была еще так сильно заметна, но к 1750 году превратилась в очевидный факт. Стремительно развивалось всё то, что обычно называют «цивилизацией» и «прогрессом» (всё это придуманные как раз в XVIII столетии понятия). Грамотность стала привычным делом среди людей, даже среди низшего сословия (вспомним Руссо, который был по своему происхождению сыном уголовника, а сделался «властителем дум»). Да, по сравнению с нашими временами неграмотность была еще вопиющая, но по сравнению со Средневековьем это был прорыв. Есть расхожая фраза о том, что в 1700 году уровень грамотности был 1%, а в 1800 году 10% (точные цифры — предмет постоянного спора историков). Но и этих 10% хватило для того, чтобы наворочать делов под условным именем «Великая французская революция».

Консервативный, можно сказать, мракобесный католицизм на этом фоне начал стремительно терять очки и упускать власть над умами людей. Вот почему Климент XII ни с того, ни с его ополчился на «новую английскую секту». Католицизм был непрочен в самом себе. Его трясла борьба с янсенизмом (доктрина о предопределении, возникшая внутри католичества, которое по умолчанию признает приоритет «свободы воли»). В 1763 году возникла еще одна ересь — фебронианизм. Основателем ереси был немецкий епископ Иоганн Николай фон Гонтгейм, написавший анонимное сочинение о том, что римский папа должен подчиняться вселенскому собору, а национальные церкви должны быть автономны (это уже какое-то, простите… э-э-э… православие?!). И абсолютно все требовали уничтожения ордена иезуитов. С середины XVIII века это стало притчей во языцех. Вся «интеллигенция» повторяла это в один голос, как мантру: «раздавите гадину». Так высока была ненависть к этим… деятелям, придумавшим, среди всего прочего, Брестскую унию 1595 года, из-за которой и возникло-то всё то, что сейчас называется словом «Украина».

Понятно, что масонские группы раскачивали эту антикатолическую и антииезуитскую революцию в числе прочих многочисленных борцов, среди которых уже тогда стали появляться вульгарные материалисты и атеисты. Так произошло, потому что папство с самого начало записало масонов во враги. А потому, если бы кто-то захотел сейчас сесть и написать конспирологический роман из жизни 1750 года, это был бы роман о тайной борьбе иезуитов и масонов.

Эта борьба-то и привела впоследствии к уничтожению ордена иезуитов в 1773 году, а еще потом — к Великой французской революции, на полях которой протокоммунистические и постиезуитские группы столкнулись с группами проанглийскими и либерал-масонскими, о чем и будет рассказано в следующей серии исторического расследования нашего немасонского канала. Не пропустите этой потрясающей по своему накалу страстей истории!

(Продолжение следует.)

Читайте также:

Как возникло масонство

Кто такие ассасины (на самом деле)

Кто такие тамплиеры, и зачем они открыли Америку