Найти тему
Курская правда

История в миниатюре

Оглавление

Курянин создал около 500 макетов храмов из спичек и зубочисток.

Мастер верит, что с помощью обычных зубочисток можно передать не только внешнюю красоту и величие храма, но и саму атмосферу старины.
Мастер верит, что с помощью обычных зубочисток можно передать не только внешнюю красоту и величие храма, но и саму атмосферу старины.

Мастер архитектурного макетирования Юрий Шевляков за 40 лет воссоздал практически все курские церкви в миниатюре. Даже те, что не сохранились до наших дней.
Основные материалы – спички, зубочистки, бисер.

Точные пропорции

Осталось для полноты картины сделать всего один макет – часовни на Красной площади. Она располагалась на том месте, где сегодня находится троллейбусная остановка. Сложность здесь в том, что о часовне сохранилось мало сведений. С таким приходилось сталкиваться и раньше не раз.

Храм Святого Луки и архангела Михаила
Храм Святого Луки и архангела Михаила

По словам мастера, сложнее всего было воссоздать в миниатюре Покровский храм, располагавшийся на углу улиц Большевиков и Верхней Луговой.

Покровская церковь, с. Беседино
Покровская церковь, с. Беседино

– На сохранившейся старой фотографии алтарная часть не видна, – говорит Юрий Евгеньевич. – Чтобы получить представление о ней, пришлось перелопатить много литературы. Вообще интереснее воссоздавать те храмы, которые не сохранились. Если храм действующий, можно зайти туда, увидеть всё своими глазами, а представление о несохранившемся можно получить только благодаря макету.

Свои миниатюры мастер старается сделать максимально идентичными реальным храмам – пропорции сохранены. Самая кропотливая часть работы – купола. Здесь в ход идут картон и семена ясеня.

Церковь Сошествия Святого Духа в Келломяках, с. Комарово (г. Санкт-Петербург, Курортный район). Начало ХХ века. Не сохранилась
Церковь Сошествия Святого Духа в Келломяках, с. Комарово (г. Санкт-Петербург, Курортный район). Начало ХХ века. Не сохранилась

– Вот посмотрите, в этом храме у меня даже есть подсветка, – демонстрирует мастер. – Правда, на свету эффект мало заметен, но в темноте окна светятся.

Мастер верит, что с помощью обычных зубочисток можно передать не только внешнюю красоту и величие храма, но и саму атмосферу старины.

Раньше даже освящал в церкви некоторые свои работы.

– Бывает, не идёт дело, – признаётся мастер. – Но вдруг неожиданно попадается какая-то информация, какое-то фото, которое помогает представить конечный результат. А к сложному макету легче приступить с молитвой.

В поисках вдохновения Юрий Евгеньевич путешествовал по Курской области, открывая для себя храмы в деревнях. Сейчас здоровье уже не то, поэтому ищет информацию в интернете. Бывает, знакомые сами присылают ему интересные фотографии российских, зарубежных православных храмов.

Храм Ахтырской иконы Божией Матери, г. Курск
Храм Ахтырской иконы Божией Матери, г. Курск

Всего на сегодняшний день у мастера порядка пятисот работ, которые находятся в коллекциях по всему миру. В среднем на каждый макет уходит месяц-полтора, иные работы требуют гораздо больше времени.

Самая объёмная – макет крепости Свято-Успенского Александро-Ошевенского мужского монастыря. Делал её по книге об архитектуре русского Севера.

После того как разместил в интернете свой труд, на который ушло около года, ему написала в комментариях незнакомая женщина. Спросила, не мог бы мастер повторить работу специально для Александро-Ошевенского монастыря.

Часовня Петра и Павла, часовня Серафима Саровского, часовня Святой Троицы
Часовня Петра и Павла, часовня Серафима Саровского, часовня Святой Троицы

Мастер сначала вежливо отказал, но через месяц женщина написала ему снова: она побывала в Санкт-Петербурге и попросила у батюшки благословения на создание этой работы. На этот раз курский умелец согласился.

– На изготовление макета ушло 560 часов, – рассказывает он. – Второй макет, в отличие от первого, разборный, поэтому перевезти его было несложно даже на большое расстояние.

Сейчас изображение макета курянина украшает главную страницу сайта Александро-Ошевенского монастыря.

Придумал свою технику

Собор Иконы Божией Матери «Знамение». XIX век. г. Курск
Собор Иконы Божией Матери «Знамение». XIX век. г. Курск

Собор Иконы Божией Матери «Знамение». XIX век. г. Курск

Увлёкся мастер созданием макетов храмов случайно. В 1983 году, будучи токарем на заводе, Юрий Евгеньевич увидел работу из спичек. Решил, почему бы не попробовать собрать что-то подобное.

Позже разработал собственную технику, где за основу берётся картон. Вместо спичек – зубочистки, которые скрепляет клеем ПВА. Они больше, чем спички, похожи на брёвна. Однако с их помощью невозможно передать красоту камня, поэтому за воссоздание каменных храмов Юрий Евгеньевич брался редко.

Однако всё же нашёл аналог камня – бисер, и коллекцию его работ пополняют и каменные храмы в миниатюре.

-8

Предположительно, церковь Троицы Живоначальной, с. Августовка, Самарская область. XVII век. Не сохранилась
Предположительно, церковь Троицы Живоначальной, с. Августовка, Самарская область. XVII век. Не сохранилась

Предположительно, церковь Троицы Живоначальной, с. Августовка, Самарская область. XVII век. Не сохранилась

Для отделки применяет блёстки, а ещё придумал использовать семена ясеня.

– Точнее, только их часть, похожую на пропеллер, – поясняет Юрий Евгеньевич. – В октябре собираю семена в коробочку. Они отлично имитируют дерево, к тому же, хорошо пропитываются клеем и пристают к поверхности. Пробовал другие семена – эффект хуже.

Много лет Юрий Евгеньевич преподавал технологию и ОБЖ в сельских школах. И за годы работы многих обучил своему мастерству.

Сейчас на пенсии появилось больше свободного времени, легче настроиться на любимое хобби. Создание макетов храмов не терпит суеты, ведь в каждую работу мастер вкладывает душу. И продолжает изучать творения коллег по цеху.

– Меня восхищают работы педагога из Симферополя Станистлава Люльчака – очень интересная отделка, техника необычная. У меня основа – картон, а он делает срубом, на такие макеты тратится больше времени, да и сами храмы должны быть объёмнее.

Из-за миниатюрного размера макета учесть все детали невозможно. Например, как воссоздать роспись на стенах, сделанную учениками Васнецова в Ильинском храме?

– Кое-как не хочется, как говорится, не за своё дело не берись. Да я и не ставлю перед собой задачу сделать точную копию храма, – рассказывает мастер. – Пытался как-то сделать в миниатюре резные наличники на деревянном храме – не получилось. Чтобы достичь такого эффекта, нужно увеличить масштаб, но где размещать такие большие макеты? Посреди комнаты не поставишь, а все стеллажи у меня уже заняты.

Юрий Шевляков считает своё увлечение сугубо светским. А готовую модель всё же окропляет святой водой.

КСТАТИ
В конце апреля в областном Доме культуры (г. Курск, Театральный проезд, 1, бывший ДК железнодорожников) откроется выставка работ Юрия Шевлякова.

Вероника ТУТЕНКО
Фото из архива героя