Перун - бог грома и молнии, покровитель воинов, а что ещё нам известно о великом славянском боге? Был ли Перун богом всех славян, какие у него есть символы и атрибуты и многое другое о славянском владыке небес.
Пожалуй, первое упоминание о Перуне встречается у Прокопия Кесарийского, византийского писателя, жившего в XI веке.
Это, а также упоминания в других источниках, например, в повести временных лет, говорит о том, что культ Перуна среди славянских племён точно не являлся локальным. Но доказать тот факт, что Перун был богом всех славян, к сожалению, крайне сложно.
В вышеупомянутой повести временных лет говорится о том, что князь Владимир в 980 году установил деревянный идол Перуна.
Однако, всего лишь через восемь лет тот же князь Владимир принял христианство по греческому образцу, а идол Перуна был брошен в Днепр.
Стоит упомянуть, что подобный же идол громовержца стоял не только в Киеве, но и в Новгороде, где в 989 году по распоряжению епископа Иоакима он так же был брошен в реку.
Кстати, в договорах, которые были заключены между Русью и Византией в X веке, русы клялись как раз Перуном и Велесом. Это говорит о высоком положении данных божеств.
Итак, с восточными славянами все ясно - Перун здесь был повсеместно почитаем, а в конце так называемого языческого периода, бог грома и молнии считался главным божеством, как среди простого народа, так и среди дружины во главе с князем.
Однако, неким славянским Зевсом, Перун стал довольно поздно, одновременно с развитием русской государственности. До этого в образ Перуна, вероятнее всего, не вкладывалось значение верховного божества.
Но что касается западных и южных славян, то здесь следов культа Перуна намного меньше. На западе, в частности у поморских славян, поклонялись богу Перуновецу, а славяне на нижней Эльбе назывались четверг «Перундан», то есть «Перунов день».
Также имя Перуна в той или иной форме сохранилось в польских именах и словацких поговорках.
Среди южных славян свидетельство о существовании культа Перуна, кроме вышеупомянутого известия Прокопия Кесарийского, можно найти в различных топонимах на Балканском полуострове, а кроме того, в названии цветка «Перуника».
По поводу имени славянского владыки небес, следует сказать, что оно имеет индоевропейское происхождение и обозначает бога грозы.
Теперь поговорим о внешнем виде, функциях и легендах, связанных с Перуном. Б. А. Щербаков, советский историк и археолог, говорит о том, что возникновение культа Перуна началось задолго до Киевской Руси, примерно около третьего тысячелетия до нашей эры.
Он продолжил оставаться богом воинов и в древней Руси времён язычества. Согласно белорусскому преданию, Перун в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук. А также разъезжает по небу в огненной колеснице, бросая стрелы и молнии.
Но нельзя говорить о том, что нёс он с собой только войну, также он был и богом благодетелем. Он олицетворял собой грозовые тучи, которые несут дождь, а следовательно, и хороший урожай.
В вышеупомянутой повести временных лет говорится о том, что у идола Перуна была серебряная голова и золотые усы. Первое - это, возможно, некий намёк на седину, то есть на преклонный возраст бога-громовержца.
Известными советскими лингвистами Топоровым и Ивановым была предложена теория «основного мифа», согласно ей, существует легенда, которая словно нить, пронизывает индоевропейские мифологии и найти ее влияние можно как в индийской религии, так и в славянском язычестве.
Ее суть в противопоставлении бога-громовержца некому великому змею. В славянской мифологии богом-громовержцем, понятное дело, был Перун. Вот его противником был Волос или Велес.
После победы Перуна над врагом, небо освобождает воды и проливается благодатный дождь. Этому мифу соответсвует общеславянские ритуалы вызывания дождя.
Бог грома и молнии, покровитель воинов, кого-то напоминает, не правда ли? Первый, кто приходит на ум - это, конечно, громовержец Зевс из греческой мифологии и соотвественно, Юпитер из римской. Если затронуть индийскую мифологию, то здесь Перуну соответствует Параджанья, бог дождя и грозы.
Теперь переместимся поближе к расселению древних славян и посмотрим на богов их соседей:
Первым, кто имеет явное сходство с Перуном, является балтийский бог-громовержец Перкунас.
Вторым - хозяин знаменитого молота Мьельнира, бог Тор из германо-скандинавской мифологии, некоторые исследователи говорят о значительном влиянии образа Тора на культ Перуна в древней Руси, так как основу княжеской дружины составляли варяги, то есть выходцы из Скандинавии.
После принятия христианства, Перуна сменил святой Илья, который изображается в виде белобородого старца, путешествующего на огненной колеснице. Пророк Илья уже согласно Библии был владыкой стихий, в связи с этим были перенесены некоторые функции Перуна как раз на него.
Замещение Перуна Ильей началось еще до крещения Руси. В договоре между Русью и Византией от 945 года, говорится о русах-язычниках, которые клялись Перуном, и о русах-христианах, которые приносили присягу в соборной церкви святого Ильи.
Тот же Рыбаков утверждает, что этнография даёт множество примеров кровавых жертвоприношений святому Илье.
Закалывали быка… что-то это напоминает, ах да, известие Прокопия Кесарийского, о котором мы говорили в самом начале.
Кстати, Ильин день, который празднуется 2 августа по григорианскому календарю и праздновался 20 июля по старому, то есть юлианскому, по-видимому, и являлся исконным днём громовержца Перуна.