Найти тему

Подрывные и поддерживающие инновации - выбор организаций

Повышение эффективности общественного производства связано с непрерывным ускорением научно-технического прогресса, что способствует обновлению продукции и средств производства, появлению новых, более эффективных технологических процессов, форм и методов организации труда. Благодаря данным процессам появляются новые товары и услуги, с одной стороны, приносящие высокие прибыли их производителям, с другой стороны, наиболее полно удовлетворяющие потребности людей. Соответственно, повышенный спрос на товары и услуги мотивирует производителей на поиск и развитие новой техники и технологии. Это ведет к формированию рынка новшеств или новаций. А отсюда и инновационная деятельность, которая исходит из коммерциализации мероприятий технического прогресса.

Инновационная экономика следует по интенсивному пути экономики хозяйствующих субъектов. Фундаментом такой экономики является научно-технический прогресс. Именно НТП обеспечивает высокоэффективное использование овеществленного труда, заключенного в машинах, оборудовании, сырье; приводит к новому уровню организации производства; НТП имеет следствием расширение и быстрое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и услуг. НТП выражается и в интеллектуальной деятельности. В результате создаются кластеры знаний. Как пример, интегральные автоматизированные системы управления, охватывающие все виды деятельности предприятия, начиная с проектирования изделия и заканчивая его реализацией.

Коренные изменения в технологическом способе производства являются мерилом воздействия НТП на экономический потенциал общества. Инновационные преобразования затрагивают не только производительные силы общества, но и становятся основой преобразований всей системы социально-экономических отношений.

Предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, то есть главной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сократить уровень издержек, добиться высоких показателей прибыли.

Если предприятие встает на инновационный путь, то перед ним возникают проблемы: отсутствие серьезного опыта ведения подобной деятельности, отсутствие хорошо сформированной инфраструктуры поддержки горизонтальных связей между промышленными предприятиями, научными и финансовыми организациями. Сказывается и новизна проблемы в условиях рынка.

Существует определенный подход, выработанный на опыте западных предприятий, имеющий универсальный характер. Согласно данному подходу, инновации, на совершенствование уже существующих продуктов, скорее всего, еще больше укрепят позиции лидеров. Однако по сравнению с новичками лидеры будут консервативнее и не сумеют столь же эффективно применять инновации, связанные с научными открытиями. Выделяют поддерживающие и «подрывные» инновации. Когда говорят о дорогих, усовершенствованных технически товарах, то это поддерживающие инновации. «Подрывные» инновации имеют своей целью сделать коммерчески успешными более простые и удобные продукты. Когда предприятие выходит на новый для себя рынок, то легче всего одержать победу над лидером с помощью «подрывных» инноваций. Как правило, средний потребитель не использует в полной мере всех возможностей новых усовершенствованных товаров, в отличие от взыскательных, соответственно если появится товар с теми улучшенными свойствами, именно которые нужны потребителю, и он будет дешевле, то покупатель отдаст предпочтение последнему. Благодаря такому продукту, производитель может потеснить с нижних секторов рынка компании-лидеры отрасли. И далее по мере совершенствования «подрывных» продуктов они становятся интересны другой аудитории, которая предъявляет повышенные технические требования. Таким образом, компании-лидеры вытесняются из нижних секторов рынка. Все вышеуказанное подтверждается примером китайских компаний, буквально взорвавших мировой рынок своей по-простому гениальной рыночной продукцией. К тому же компании-лидеры легко могут отдать данные сектора, т.к. в верхних за счет крупных капиталовложений можно заработать куда более серьезные капиталы, но некоторые создают отдельную структуру, которая продолжает конкурировать в нижних секторах.

На основании данного подхода можно сделать вывод, что любое предприятие, имеющее определенную базу, может достичь успеха, используя знания о подрывных и поддерживающих инновациях.