Должны ли продавец в магазине или поставщик каких-либо услуг взимать с покупателя или клиента дополнительные проценты, если тот рассчитывается картой? К примеру, купили вы пачку сигарет в мини-маркете и помимо их стоимости, указанной на ценнике, заплатили еще 2–3% сверху. Сумма невеликая, но неприятная. "За что?" – спрашиваете. – "За обслуживание терминала", – отвечает работник торговли.
Сегодня эквайринг прочно вошел в нашу повседневную жизнь, ничуть не меньше, чем Интернет. Во-первых, большинство организаций и ведомств перечисляет зарплату своим сотрудникам на "пластик". Так зачем ее снимать, если можно платить безналичным способом практически везде при помощи терминала, тем более что в последнее время карту достаточно приложить к устройству? Во-вторых, некоторые считают безналичный способ оплаты достижением прогресса и даже отказались от традиционных кошельков. К чему он, если даже уличным торговцам можно перевести деньги с карты на указанный номер!
Все так, и это правильно: выбор должен быть. Но есть некоторые щекотливые моменты, которые вызывают вопросы. К примеру, тот, который описан выше. "Откуда взялись эти два процента? – справедливо интересуется читатель "СО". – И если это за обслуживание посредством терминала, то при чем тут я?"
Сразу скажем: ни при чем. И попросим дать разъяснение по этому поводу начальника отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия – Алания Дианы Токазовой.
– Диана Михайловна, имеют ли право владельцы магазинов обслуживать терминал за счет покупателей?
– К сожалению, такие вопросы иногда поступают. Возникают ситуации, когда на предприятиях розничной торговли либо по оказанию услуг при использовании платежного терминала, т.е. при безналичном расчете, у граждан взимаются дополнительные 2–3%. В Законе РФ от 7.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" существует статья 16.1, которая гласит, что на сегодняшний день эта функция лежит на самом продавце. Что такое платежный терминал? Это инструмент для оказания услуг продавцу по взиманию безналичным расчетом денежных средств за совершаемую покупку. Это отношения между банковской организацией и конкретным продавцом. Это его инструмент по аналогии с кассовым аппаратом. И если покупатель рассчитывается картой, то никакие затраты на обслуживание инструмента никоим образом не должны ложиться на его плечи. Гражданин платит только за стоимость товара или услуги. Все остальные проценты действуют от банковской организации в отношении самого продавца за то, что он пользуется их услугой. На сегодня это незаконно.
– Что должен делать покупатель, если столкнулся с подобным фактом?
– Во-первых, он имеет право сразу написать претензию и обратиться к руководителю данного предприятия с требованием разъяснений. Во-вторых, если между ними не произошло взаимопонимание, то гражданин имеет право обратиться в отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по адресу: улица Тельмана, 17-а. Будем разбираться. Такие жалобы возникали, и наши специалисты отдела работали по этому направлению. Нарушения были устранены в установленный законом срок.
– Я правильно поняла: такие жалобы поступают редко?
– Да, не так часто, но я предполагаю, что это – следствие большой терпимости населения. Помимо этого они ценят свои время и нервы.
– Скажите, пожалуйста, небольшие магазины, предприятия сферы услуг должны иметь платежные терминалы?
– Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов наступает для продавца тогда, когда выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за предшествующий календарный год превышает 20 млн рублей. Добавлю, при наличии технических возможностей. Но если в последующем году случился кризис, и выручка от реализации товаров составила менее 5 млн рублей, то это обстоятельство освобождает продавца от обязанности обеспечить оплату с использованием национальных платежных инструментов. Вероятно, небольшие магазины, торговые точки такого дохода не имеют, а значит, не обременены данным требованием. Но зачастую мелкая сеть тоже пользуется услугами современного сервиса: при помощи онлайн-банка гражданин перечисляет деньги за покупку на указанный счет. Покупателей и клиентов никто терять не хочет.