Различение звуков речи (фонематический слух) - ценный навык. Он нужен нам для того, чтобы понимать смысл сказанного. Если умение различать звуки речи не сформировано, ребенок воспринимает, а значит, и запоминает, повторяет и пишет, не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Вопреки распространенному мнению, выделить отдельный звук в речи не так уж и просто. Многим детям этот навык нужно отрабатывать специальными логопедическими упражнениями со звуками. В этом случае фонетические игры – отличный помощник. В них важно играть как можно больше. Игры помогут узнавать звуки, находить их в слове, отработать произношение звуков, автоматизировать звуки в речи.
Играть со звуками можно уже с детьми 2 лет! Такие развивающие игры для малышей помогут предотвратить многие логопедические проблемы в будущем.
Это куда важнее, чем азбука и изучение букв!
Основные правила
Это видео очень важное!
В нем мы рассказываем об основных правилах, которые стоит соблюдать для всех звуковых игр.
1. Звуки вокруг
Задача: Научиться слышать звуки в любом положении в слове
Возраст: с 3,5 лет до школы
Можно играть в любое время: дома, на прогулке, в машине, в очереди.
________________
ИНСТРУКЦИЯ
• Оглядываемся и загадываем какой-либо предмет, который хорошо видно, например, «песочница» или «лопатка».
• Говорим: «Я вижу что-то, что начинается на [п’]».
• Если ребенок называет другой предмет на этот же звук «пенсионер» или «пирамидка» Соглашаемcя: «Да, это слово тоже начинается на [п’], но я загадала кое-что другое.»
• Потом загадывает ребенок: «Я вижу своим зорким глазом что-то, что начинается на [м’]» «ммммм, мяч?». «Точно! Угадала»
2. Добытчики
Задача: сортировка слов по звукам, поиск аналогии. Побочная задача: счет
Возраст: от 3,5 лет до школы
Количество игроков: от 2 человек
Реквизит: предметы быта. Можно играть на улице
Эта игра одна из любимых у ребят.
________________
ИНСТРУКЦИЯ
• Один из игроков ведущий. Он находится на базе. Это может быть коврик, стол или на прогулке лавочка.
• Ведущий дает задание остальным: Загадывает звук и просит принести определенное количество предметов, название которых начинается на этот звук. Например, «Принесите мне, пожалуйста, 4 предмета, которые начинаются на [м].
• Задача остальных ребят - найти и принести нужные предметы. Например, на [м] могут быть: матрешка, макароны, мыло, маска, мухобойка…
3. Нелепые предложения. 2 варианта
Задача: звуковой анализ, развитие речи и фантазии
Возраст: от 5 лет
Количество игроков: от 2 человек
Реквизит: нет
________________
ИНСТРУКЦИЯ
Вариант 1
• Игроки выбирают звук, например, [б].
• Придумывают предложение или целую историю, называя по очереди слова. Например, «Бабушка бубнит братишке балладу о быстром бумеранге». Предлоги не считаются.
Вариант 2
• Игроки по очереди придумывают предложения, в которых все слова начинаются на этот звук.
• Побеждает тот, чье предложение длиннее или смешнее.
4. Торобоанаволс
Задача: звуковой анализ
Возраст: от 6 лет
Количество игроков: от 2 человек
Реквизит: нет
________________
ИНСТРУКЦИЯ
• Первый игрок загадывает слово и произносит его наоборот, Задача соперника(ов) – угадать, что это за слово.
• Далее очередь переходит угадавшему игроку.
5. Какой звук я загадал
Задача: звуковой анализ
Возраст: 6-7 лет
Количество игроков: от 2 человек
Реквизит: нет
Эта игра – модификация игры с карточками «Какой звук я загадал». Но в ней не используется никакого материала, поэтому в нее можно играть где угодно.
________________
ИНСТРУКЦИЯ
• Первый игрок загадывает звук и называет три слова, в которых этот звук есть. Например [к] кукла, кубики, лопатка
• Если игрок угадал звук, его очередь загадывать.
• Если игрок называет звук, который есть во всех трех словах, но не тот, что загадал ведущий, ему дается вторая попытка.
6. Запретный мяч
Задача: Научиться слышать звуки в любом положении в слове
Возраст: от 3 - 3,5 лет до школы
Количество игроков: от 2 человек
Реквизит: мяч
Эта звуковая игра строится по принципу игры «съедобное – несъедобное». В нее хорошо играть на площадке. Лучше играть втроем или большим количеством участников.
________________
ИНСТРУКЦИЯ
• Ведущий выбирает запретный звук, например, [л].
• Ребята становятся или садятся напротив ведущего или вокруг него и ведущий кидает им мяч, говоря любые слова: магазин, лампа, свинка, курица.
• Задача ребят – поймать мяч, если слово начинается на любой звук, или отбить его, если слово начинается на запретный звук.
7. Звуковой мяч. 4 варианта
Задача: Научиться слышать звуки в любом положении в слове
Возраст: с 3,5 лет до школы
Количество игроков: от 2 человек
Реквизит: мяч
В эту игру можно играть и дома, и на улице. Для нее понадобится мячик.
________________
ИНСТРУКЦИЯ
Вариант 1
• Становимся напротив друг друга или в круг (схема поля)
• Выбираем звук, на который будем загадывать слова. Например, «К»
• Кидаем мяч друг другу и произносим слова на этот звук: кот, книга, крыша, кровать, кубики, корова,
• Больше всего в русском языке слов на звуки [п] и [п’], начните с них.
Вариант 2. Усложненный
Играем так же, но подбираем слова, которые заканчиваются на тот или иной звук.
Например, [м] ком, сом, металлолом, паром, ум, кум, дым, дурдом
Далее слова, в середине которых этот звук есть. Импровизируй.
Вариант 3
Игру можно еще усложнить.
Играя с ребятами 5-6 лет, можно ограничить слова определенной тематикой, например, игрушки, посуда, животные.
Животные на [к]: кот, крыса, крокодил, корова, куница, клещ и т.д.
Вариант 4
• Вначале договариваются о звуке, на который будут начинаться слова.
• Ведущий кидает мяч игроку, задавая простой вопрос: «Что ты ел на завтрак?», «Что на тебе надето?», «Что ты любишь делать?» и так далее.
• Игрок ловит мяч и отвечает словом, которое начинается на этот звук: «капусту», «колготки», «квакать».
Ответы не обязательно должны быть реалистичными. Пусть будут смешными, главное, чтобы слова начинались на заданный звук.
Для четвертого варианта мы подготовили 30 веселых вопросов.
Скачивайте здесь >>
8. Звуковой ручеек. 2 варианта
Задача: сортировка звуков, физическая активность
Возраст: от 3,5 лет до школы
Количество игроков: лучше большой компанией
Реквизит: нет
________________
ИНСТРУКЦИЯ
Вариант 1
• Дети стоят в цепочке друг за другом.
• Тот, кто впереди, придумывает звук и говорит его на ушко следующему.
• Следующий передает дальше.
• Последний называет слово, которое начинается на этот звук. Назвав, перебегает вперед и называет следующий звук игроку, стоящему позади него.
Вариант 2
• Дети стоят в цепочке друг за другом.
• Тот, кто стоит впереди, придумывает слово и говорит его следующему за ним игроку.
• Второй игрок называет слово, которое начинается на тот же звук.
• Третий игрок называет свое слово. Важно, чтобы слова не повторялись.
• Когда очередь доходит до последнего игрока. Он называет слово. Перебегает вперед и придумывает новое слово на новый звук.