Думаю, каждый из нас, хоть раз, задумывался о природе человеческого происхождения.
Что есть человек? Что человека делает таковым? Какова истинная природа души? Действительно ли она божественного происхождения? Или мы всего лишь искра электрического тока? И существуем только благодаря электрическим импульсам?
Мне кажется, создавая "существо", Мэри Шелли даже не подозревала, какой резонанс в веках получит её произведение. Ведь, это то, к чему всегда стремился человек: стать подобным Создателю. Но возможно ли это? Или ему уготована роль всего лишь подражателя?
Зимой 2011-го, Дэнни Бойл триумфально возвращается в театр с гениальной постановкой «Франкенштейн».
Задействовав в качестве автора сценической адаптации драматурга Ника Дира.
Восхищает необычный подход режиссёра к постановке. Дело в том, что Актёры, которые играют главные роли существа и Франкенштейна, Камбербэтч и Ли Миллер, каждый вечер меняются местами. То есть, у зрителя появляется замечательная возможность дважды посмотреть два абсолютно разных спектакля, не меняя при этом ни декораций, ни актёрский состав.
Всё дело в гениальности актерской игры Миллера и Камбербэтча. Ли Миллер в обоих случаях играет человека, Камбербэтч в обоих случаях - монстра.
Весь спектакль - это исследование природы отношений создания и создателя, родителя и ребёнка, человека и Бога. То, как существо обожествляет создателя, невольно задаёшься вопросом: а не создание ли определяет божественность создателя? И не в подражании ли природа человека? И есть ли вина создателя в поступках создания, ведь человек - всего лишь подражает?
Мне удалось посмотреть только одну поставку. Рождение существа в роли Камбербэтча завораживает и пугает. При этом, ты испытываешь сострадание, ведь он переживает рождение в одиночестве. Создатель его покинул... Это существо, которое вбирает в себя всё, чем награждает его общество: презрение, злоба, мстительность. Изощрённость ума его пугает, чистая логика без морали. И своими поступками он делает всё, чтобы создатель заметил его, полюбил его. Но тот видит лишь монстра. Ли Миллер в роли Франкенштейна идеалист, романтик, который заблудился в поисках божественной искры. Лично я не увидела в нём злого гения, скорее талантливого учёного, который осознаёт, какую страшную ошибку совершил, посягнув на роль Творца!
Спектакль уникален и своей сценографией: круглая сцена, построенная дизайнером Марком Тилдесли, придуманный им модернистский реквизит (родовая «плацента», из которой рождается создание, и рассекающий по сцене паровоз) навсегда врезаются в память.
Потрясающе метафоричны лампы накаливания, которые находятся над сценой, они будто электрические импульсы, которые движут каждым из нас. Яркие вспышки порождают бурю: эмоций, движений, чувств.
На два часа я погрузилась в удивительный синтез романа Мэри Шелли и постановки Дэнни Бойла. Смотрела, буквально, затаив дыхание, боясь шелохнуться и разрушить волшебство действия. Очень жалко, что так и не получилось посмотреть второй вариант постановки. Но, если вы видели оба варианта, то, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями)