Религия и религиозные ритуалы тесно связаны с человеческим мозгом, и эти два явления влияют друг на друга. Сегодня нейробиологические и когнитивные исследования религии позволяют понять нам биологическую природу религиозного опыта и ритуалов.
Изучение структуры и функций мозга на предмет религиозно-мистического опыта известно как «нейротеология» или «нейробиология религии». Данная область исследований акцентирует внимание на влиянии ритуалов на нашу телесную природу.
Ритуалы и мозг
Нейробиолог Эндрю Ньюберг, один из пионеров в области изучения религии, с помощью нейробиологических методов сравнивал активность мозговых ритмов людей, медитирующих или практикующих молитву. Анализ работы мозга во время этих действий показывает похожие результаты. Это значит, что похожие в разных религиях ритуалы сканируются в нашем мозге одинаковым образом.
В обоих случаях происходит снижение активности в теменной доле мозга. Теменная доля отвечает за обработку сенсорных стимулов, что помогает нам осознавать самих себя и взаимодействовать с внешним миром. Таким образом, существуют неврологические доказательства снижения чувственного восприятия окружающего мира.
Погружение в действие ритуала также регулируется мозгом. Если в теменной доле снижается активность, то в лобной доле, ответственной за концентрацию, активность увеличивается. Также увеличивается активность в височной доле мозга. Интересно, что эпилепсия височной доли часто характеризуется сильными религиозными переживаниями.
Любопытные результаты исследователи получают при изучении шаманизма. Шаманизм фокусируется на измененных состояниях сознания. Шаманские видения являются естественным феноменом мозговой активности, который работает за счет подавления зрительной и теменной коры мозга (снижение обработки сенсорной информации).
Миндалевидное тело – это область мозга, которая в большей степени связана с необычными психическими явлениями, диссоциативными или внетелесными состояниями, а также с эмоциональной реакцией. Она также активна во время религиозных переживаний. Измененные состояния сознания, которые возникают при шаманских и прочих религиозных ритуалах, могут быть не просто религиозным обманом. Оказывается, некоторые люди имеют способность «отключаться» от реальности с последующим «вхождением» в измененное состояние, при котором они испытывают религиозный опыт.
Польза ритуалов
Также исследователи определили, что любой тип ритуала — религиозный или светский, приводит к состоянию удовольствия. Многочисленные исследования показывают, что счастье и удовлетворенность жизнью сильно коррелируют с религиозной принадлежностью и частотой посещения религиозных собраний.
Нейробиолог Эндрю Ньюберг утверждает, что приятные состояния, возникающие в результате мозговой активности, связанной с религией, на самом деле оказывают долгосрочное влияние на наше психическое здоровье и качество жизни.
Ньюберг изучал влияние «киртан крийя»-медитации на пожилых людей с болезнью Альцгеймера и проводил сканирование мозга в первый день. Восемь недель спустя их мозг снова сканировали, и части мозга, связанные с болезнью Альцгеймера, выглядели иначе. Респонденты чувствовали себя лучше и значительно улучшили навыки памяти. Миндалевидное тело, которое в значительной степени отвечает за эмоциональную реакцию, активируется во время религиозной деятельности, что способствуют снижению психических заболеваний у религиозных людей. Важно отметить, что в данном случае речь идет о практикующих верующих, которые участвуют в религиозных ритуалах, связанных с концентрацией на работе мозга.
Таким образом, природа религиозного опыта и религиозных ритуалов может быть объяснена с помощью биологического подхода. Исследования показывают, что значение ритуалов (как светских, так и религиозных) имеют важное место в жизни людей не только с точки зрения мировоззренческой функции, но также с точки зрения психического здоровья. Проще говоря, ритуалы делают нашу жизнь более полной, человек в большей степени ощущает экзистенциальное удовлетворение и защищает свой мозг от некоторых психических болезней.
«Ощущаемый бог» находится в нейронах.
Литература: Conan, N. (2010, December 15). Neurotheology: This is Your Brain on Religion.
Johnson, G. (2007, April 26). God is in the Dendrites. Slate Magazine.
Winkelman, M. (2002). Shamanism as Neurotheology and Evolutionary Psychology.