Суббота, выходной... Предлагаю отвлечься от сложных и серьезных тем и, развлечения ради и мозговой разминки для, обсудить вот эту занимательную картину:
Это арт художника Евгения Края, специализирующегося на скифах. Собственно вариант скифов (глазами автора) мы здесь и видим. Скифы варят какие-то щи, неторопливо, под приятную беседу, попивая винцо, амфора из-под которого лежит у ног одного из них...
Стоп!
Амфора!
Правильно. Она лежит. Она не может стоять; чтобы она стояла, ее нужно глубоко вкопать острым конусовидным донышком в землю. Греки специально делали такие сосуды, т.к., во-первых, в них вино лучше охлаждалось, во-вторых, на донышке скапливался осадок, которого в тогдашних винах из-за несовершенства технологии было много.
Такие амфоры были распространены повсеместно. Их остатки находили даже в раскопках на территории Копенгагена.
Но! Это категорически не походный сосуд. Его невозможно куда-то поставить - только положить. Горлышко при этом должно быть плотно запечатано воском, смолой или чем-то подобным, иначе содержимое вытечет. В запечатанном виде - вези хоть в тот же Копенгаген, но пользоваться ею как обычной флягой, то раскупоривая, то закупоривая, крайне неудобно.
Ко всему прочему - амфора сама по себе вещь тяжелая и к тому же хрупкая - керамика ведь. Одним словом, как элемент для походного скифского обихода - предмет крайне непрактичный. Разве что этот конкретный скиф купил запечатанную амфору с винищем у греков где-нибудь в Танаисе, или попросту взял с боем, то есть награбил...
Но и в этом случае амфора разительно выбивается из общего смыслового ряда, из того суммарного смысла композиции, что предстает на рисунке. Скифы здесь показаны совершенно мирные. При них нет оружия (акинак на поясе одного из них не считается, совсем уж без оружия в то время в том месте могли ходить только рабы). Нет других предметов воинского обихода, нигде не видно знаменитых скифских луков и топориков-сагарисов хотя бы.
Нет, эти скифы - не только что из набега. Дружеский пикничок у них. Сидят, гуляш варят, вон и лаваш грузинский, и репа какая-то у них, а из самого страшного и мощного оружия - бронзовая поварешка...) И беседой они так увлечены, что не замечают, что котел опасно накренился и вот-вот со своих камней опрокинется...)
К чему это я? Наверное, к тому, что в определенных случаях при художественной реконструкции чрезмерное насыщение композиции деталями - излишне. Да, такая амфора там в то время быть могла. Но она выглядит категорически несоответствующей именно картине походной жизни. На ее месте органичнее смотрелся бы мех или бурдюк с вином...