Найти в Дзене
olga p.

Самый любимый храм архитектора Василия Косякова

-2
-3
-4

-5

Русский архитектор Василий Антонович Косяков, архитектор Священного Синода, известен прежде всего созданием Морского собора в Кронштадте. Но есть один храм, который скромно затаился в дали от любопытных туристов, расположившись за величественными постройками Новодевичьего монастыря, и стал местом упокоения самого архитектора.

Проектирование и возведение Казанской церкви по времени совпало со строительством им Морского собора в Кронштадте. Источником вдохновения при создании практически всех храмов для Косякова была культура Византии. Для изучения храма Святой Софии В. А. Косяков испросил специальное разрешение на посещение Константинополя. В командировке он выполнил архитектурные зарисовки, интересовался особенностями строительного мастерства. Они легли в основу проекта церкви Казанской иконы Божией Матери для Новодевичьего монастыря.

Строительство церкви началось в 1907 году , был заложен бетонный фундамент, цоколь будущего здания облицован серым гранитом, устроены двухъярусные склепы из железобетона. Из него же соорудили и склепы снаружи будущей усыпальницы. Для Казанской церкви приобрели специальный облицовочный кирпич во Франкфурте.

8 июня 1908 г. при большом стечении духовенства состоялась торжественная закладка церкви. Поэтому датой основания храма Казанской иконы Божией матери считается 1908 г.

Пятикупольный, трехпридельный храм покрыт красной глазурованной черепицей, которая была приведена из Германии. Кирпичная кладка стен служила важным декоративным элементом, как в Византии, так и в архитектуре начала 20 века под влиянием стиля модерн. Казанская церковь выдержана в неовизантийском стиле , но в ней присутствуют элементы стиля модерн: это небольшая винтовая лестница с прекрасными ажурными перилами и необыкновенно нежными по своим оттенкам витражи на дверных проемах внутри здания.

К работе в храме Косяков привлекал уже известных ему художников ему художников. Среди них - керамическая мастерская П. К. Ваулина - О. О. Гильдвейна , мозаичная мастерская братьев Фроловых. К исполнению росписей стен в древнерусском стиле Косяков пригласил художника Ф. Р. Райляна. Еще в мае 1911 г. настоятельница монастыря игуменья Антония заключила с Райляном договор, согласно которому художник должен был расписать стены храма и написать 105 икон для трех иконостасов. Спустя год - весной 1912 г.- начались работы. Художнику помогали П. А. Фомин, А. И. Кулаков, В. Г. Евгеньев и др. Но завершить начатое было не суждено. Летом 1915 г. работы были приостановлены из-за войны, недостатка средств и художественных притязаний исполнителя, не нашедших понимания у заказчика. До революции храм так и не был закончен и освящен.

В 1920-х г. происходит последовательное закрытие храмов Новодевичьего монастыря. Начало было положено именно с недействующей еще усыпальницы. Казанская церковь была разорена и долго использовалась как цех. Из нее вывезли все, что могло представлять какую-либо ценность. В 1970-х гг. над ней нависла угроза уничтожения. Уже было принято решение о том, чтобы взорвать усыпальницу, однако благодаря руководству ВНИИэлектронмаш

-6
-7
-8
-9
-10

, храм сохранился.

Василий Антонович Косяков скончался в 1921 году. Казанскую церковь он считал своим любимым детищем, поэтому его просьба быть похороненным у стен этого храма была исполнена. К сожалению, в лихие годы советской власти его могила была утрачена . 10 октября 2007 года по инициативе студентов СПбГАСУ был на предполагаемом месте захоронения заложен памятник В. А. Косякову.

Сейчас Казанская церковь реставрируется и скоро мы увидим непревзойденный пример византийской архитектуры во всей красе. Мне удалось побывать внутри храма и сделать фотографии, которыми с удовольствием делюсь.

-11
-12

-13

-14

Казанская церковь
Казанская церковь