Почему индивидуальное обучение подходит для моего сына, я уже писала. Особенности нервной системы и внешние обстоятельства, если коротко. Сейчас буду рассказывать, чем такое обучение отличается от стандартного, приводя примеры.
1. Ребёнок по документам учится дома. Когда я принесла от врача справку о необходимости организации обучения в такой форме, завуч уточнила: к вам ходить или ребёнок будет ходить сам? Второй вариант лучше для всех: для меня лично, для сына, для учителей. Им бегать совсем неинтересно, хотя мы живём рядом со школой. А сыну - очень интересно. Потому в наших договорённостях со школой, подтверждаемых документально, это "надомное обучение на базе школы". Для такого ученика пишется индивидуальный учебный план. То есть инициатива стать надомниками принадлежит не школе, а нам.
2. Ребёнок учится один на один с учителем, потому всегда готовится к каждому уроку. Домашка есть практически всегда. Шансов списать и что не спросят, нет. Это очень прокачивает качество его знаний. Как по мне, это идеальный вариант обучения для слабых академически детей, для медлительных, для долго думающих, которые в массе класса теряются и скатываются к низкому баллу. Мой ребёнок учится достаточно хорошо. Уверена, что в большом классе было бы хуже.
3. Про количество учебных часов. Они поделены на 2 практически по всем предметам. За исключением тех, где всего час в неделю у всех. Пример:
- У класса 5 часов математики, у сына 3 часа;
- История, литература: 2 против 1.
- Русский язык и английский: 4 часа против 2 у нас;
- ИЗО, технология: у класса по 1 уроку, у сына ИЗО - видеоурок и задание, на технологию учитель решил "забить".
- Биология, география, родной русский язык и родная литература: 1 к 1.
- Физкультура очно, в зале. Один урок в неделю. Иногда сын бегает, иногда ему показывают видео, иногда приглашают на уроки других классов, чтобы посмотрел на игру команд.
С количеством часов, думаю, понятно. Их меньше, но за счёт того, что ребёнок один, КПД выше.
4. Про изучение тем. Естественно, темы и задания для самоизучения есть постоянно. Потому что иначе программу пройти за год невозможно. Это выглядит как большее по объёму домашнее задание. Условно, если в классе детям по русскому каждый день задают 1 параграф и 1 упражнение, сыну 2 раза в неделю задают по 2 параграфа и по 2 упражнения. Параграфы не всегда учитель успевает объяснить. Так же по литературе: класс читает произведение на 2 уроках, а сын за неделю до следующего единственного урока читает. Но насчёт русского с литературой мы не переживаем: в семье полно филологов. По английскому есть репетитор. Математику учитель научилась преподавать так, чтобы успевать. Плюс был репетитор какое-то время.
Проблема с изучением материала была в начале года только одна: некоторые учителя шли в своём темпе, не задумываясь о том, что часов у ребёнка меньше. А значит, нужно подстроить весь материал под его количество занятий. Пришлось объяснять на пальцах простую арифметику, чтобы ликвидировать появляющееся отставание от темпов класса. В 4 классе учитель понимала это сама. А здесь, наверное, не знали, что за семья, что за ребёнок, готовы ли мы вместе со школой его учить.
5. Про контрольные работы. Они проводятся. По математике постоянно сын пишет маленькие проверочные, сдаёт тесты. Это видно в рабочей тетради. Крупные контрольные я даже не видела ни разу по той причине, что они в отдельной тетради, которую даёт школа. У нас так все годы.
По русскому учитель предупреждает: будет диктант, контрольная, изложение. Даёт задания для подготовки. Она знает, что дома мы точно всё проработаем и подготовимся, а в школе лишний час на это тратить жалко.
По английскому тоже пишет постоянно.
Такого, чтобы сегодня тему изучил, и сегодня же контрольная, никогда не было. Обычно или с учителями разбирал уже, или на дом задавали.
5. Про формат домашнего задания. Всё, что надо сделать, отражено в электронном дневнике. Очень редко - на листочке. Например, когда что-то сделать нужно, но задать официально нельзя. На каникулы, предположим, не задают. А нам иногда край делать, часов-то немного. Домашняя работа есть всегда. За исключением, пожалуй, дней после важных контрольных.
6. Расписание. Сын ходит в школу 4 дня в неделю. Пятый день - электронный урок музыки и такой же ИЗО. В 5 классе его первые уроки начинаются не с утра. Самое раннее - 11.30. Иногда даже 13.30. То есть с утра и уроки может доделать, и с репетитором отзаниматься, и кровь сдать в поликлинике, и ещё куча вариантов, удобных для утра. В день 3-5 уроков. В школе устать не успевает. Там на его поведение никто не жалуется. В 4 классе учился с 8 утра, потому что учитель один, проще было организовать.
7. Вовлеченность родителей и репетиторов - главный фактор успеха при нашей системе. Если бы меня не было дома, учиться было бы сложнее в сравнении с посещением класса. Всё же школа берет на себя максимум работы, когда ребёнок посещает все учебные часы. Но проверено не только нами, ещё некоторыми знакомыми: индивидуальное обучение повышает уровень знаний ребёнка.
Если что-то не описала, задавайте вопросы. Хотя, думаю, в каждой школе свои методы работы с надомниками.