Любите ли вы советский телесериал "Следствие ведут Знатоки"? А, впрочем, что за вопрос? Равнодушным к нему может остаться только человек без сердца.
Тогда хочу обратить ваше внимание на его "младших братьев", снятых студией "Лентелефильм". В них тоже советский уголовный розыск борется с преступниками и атмосфера картин, на мой взгляд, не уступает. Только эти фильмы менее известны и дело происходит в городе на Неве и его окрестностях.
"Объявлен розыск" 1981 г. 2 серии
Все начинается с заседания Ленинградского областного народного суда. Судьи - на местах, публика - в зале, преступник - на скамье подсудимых, но мы его пока не видим. До самого конца истории зрителям предстоит гадать, кто же он. А пока звучат строки справки по делу о том, что, начиная с 1977 г. в Ленобласти было совершено пять краж на общую сумму двадцать шесть тысяч рублей у частных лиц без следов взлома.
Подозреваемых нет, версий нет, есть только надежда, что преступник не пройдет мимо публикации инюрколлегии в газете "Известия", о том, что разыскивается Владимир Иванович Балясин в связи с получением крупного наследства. Действительно, неизвестный мужчина звонит в редакцию, чтобы, по его словам, поздравить знакомого, а заодно узнать его нынешний адрес.
Балясин, работающий администратором в пансионате "Отдых", будет находиться под наблюдением, но кто в его окружении вор, а кто сотрудник милиции ни ему, ни нам неизвестно.
И вот, в следующий заезд отдыхающих, столик у окна занимает примечательная группа: красивая интеллигентная молодая женщина Марина и двое ухаживающих за нею мужчин.
Один представляется артистом Мироновым (не тем, который Андрей), другой, Валентин Петрович Семин, имеет вид молодого, но солидного руководителя. К поклонникам красавицы присоединяется и третий, врач-психиатр, развлекающий знакомых фокусами и психологическими трюками.
Вскоре по пансионату разносится слух, что у администратора украли двенадцать тысяч (кое-кто доводит цифру и до тридцати). Появляется лейтенант, ведущий расследование. Отдыхающие, разумеется, строят версии. Мужчины, вьющиеся вокруг Марины, тоже демонстрируют ей блеск своего ума, Или это предлог и они, скорее, пытаются разгадать друг друга?
"Что же, на этот раз судьба свела меня с профессионалом?"- думает психиатр, собирая у себя в номере пистолет после чистки.
"Неужели на этот раз налетел на классного профессионала?" - говорит себе Семин, доставая свой пистолет из тумбочки. Рано или поздно чье-то оружие выстрелит.
Постановка по повести Николая Леонова "Инюрколлегия разыскивает" отличается ностальгической обстановкой, которую вспомнит каждый отдыхавший в советских пансионатах. Да-да: обязательные полстакана сметаны в граненом стаканчике, каша на завтрак и кефир к ужину.
Прогулки в парке, кино, культурная программа. Здесь, поскольку действие происходит близ Ленинграда, нас поведут в Русский музей, смотреть на картины Айвазовского и Брюллова. Это - фон, а самое главное - напряженные диалоги под видом светской беседы и ухаживания за дамой.
Противники подобрались достойные: хорошо играют и в бильярд, и в словесные игры. Носят маски и плетут интриги. Постоянно косячит несчастный лейтенант, которого почему-то не ввели в курс дела. Вероятно, для большей конспирации.
Как это бывает в телеспектаклях, улицу нам покажут мало: поздняя питерская весна, красное здание дворца-пансионата, парк с голыми деревьями, на скамейках которого герои ведут свои устные поединки. Музыка достаточно динамичная и напряженная для подчеркивания интригующего сюжета.
Можно, конечно придраться к натяжкам и нестыковкам, возникшим из желания авторов сделать концовку фильма более гуманной, чем в книге. Ляпы там, действительно, есть.
Красавица Наталья Данилова (Марина) скорее украшает собою фильм и передает дух ленинградской интеллигентности, чем принимает участие в интриге: это - сражение мужчин.
В остальных ролях: Юрий Демич (Валентин Петрович Семин), Виктор Костецкий (Михаил Алексеевич Зотов), Владимир Особик (Сергей Иванович Миронов), Виталий Юшков (лейтенант милиции), Алексей Ян (Владимир Иванович Балясин).
Маленькую, но характерную роль официантки Маши в ресторане исполнила Валерия Киселева (II), мама будущего телеведущего Ивана Урганта.
"Самоубийство" 1981 г.
Мы видим как под зажигательную музыку отчаянно танцует в ресторане молодая красивая девушка. На мгновение камера останавливается на ее лице, фиксируя растерянный взгляд.
На следующее утро в ленинградское РУВД поступает информация о том, что на улице Северной выпала из окна квартиры и умерла в "Скорой" по дороге в больницу студентка Наталья Селиванова. Следователь Демин с криминалистом и оперативниками выезжает на место происшествия.
Питерский проходной двор. На месте падения - лужа красноватой воды из крови и растаявшего снега. Выездную бригаду встречает участковый.
Осмотр квартиры погибшей выявляет следующее: девушка жила не по средствам, в комнате - дорогие вещи, одежда, страница в книжке заложена итальянской лирой.
Один из соседей по коммуналке, Анатолий Пересолов, игнорируя значительные покашливания брата Василия, признает, что доставлял по поручению Наташи некоему Григорию Семеновичу Татлину дефицитные импортные товары: магнитофоны, транзисторы. Налицо связь погибшей со спекулянтом, а, как позже выясняется, и валютчиком.
Во время обыска в квартире раздается телефонный звонок. Уверенный хрипловатый женский голос спрашивает Наташу. Анатолий признает, что та же женщина звонила Селивановой накануне и, вообще, звонит иногда. Зовут ее Ирой , он несколько раз передавал ее поручения Наташе.
Демин приказывает Анатолию вступить в разговор. Ира требует, чтобы Наташа сегодня обязательно была в "Интуристе".
Считается, что до "Интердевочки" в СССР не снимали картин о валютных проститутках, но факт налицо: телеспектакль по повести Виктора Пронина "Каждый день самоубийство" как раз о "ночной бабочке", обслуживающей иностранцев. А также о ее наглой и хваткой покровительнице, подругах по ремеслу и связанных с этой деятельностью реализацией валюты и фарцовкой.
Самым большим недостатком фильма является его непрофессиональная озвучка и плагиат музыкальных тем. Мелодию из фильма "Версия полковника Зорина" узнают многие. Кастинг на роли валютных проституток тоже сомнительный, хотя и в повести они не отличались красотой и молодостью.
Интересный сюжет, натуральные интерьеры, характерный питерский антураж и психологически достоверная актерская игра составляют достоинства, которые, на мой взгляд, перевешивают недочеты.
Я выбрала этот телеспектакль из-за того, что здесь главную роль, следователя Демина, играет Николай Иванов (Иван Савельев из "Вечного зова") - актер с очень красивым голосом и мягким обаянием. В картине он говорит фразу, которая раскрывает главное содержание сюжета: "Валюта - это не только деньги, хрусталь, дублёнка- это ещё и образ мысли, убеждения, там это понимают".
В повести Пронина он выражается еще определеннее: "Я иногда ловлю себя на мысли, что разыскиваю не человека, совершившего преступление, а просто чуждое, враждебное существо, которое замаскировалось под человека и вредит ему, использует его в своих темных целях и вообще смотрит на человека как на некое животное, которое можно использовать на тяжелых работах, в пищу, да, и в пищу! ... эти существа не прочь считать себя людьми, более того, они только себя-то и считают людьми. У остальных манеры не столь изысканны, словами могут играть не так ловко, блажью, видите ли, мучаются – то про совесть вспомнят, то про порядочность, то им принципиальность поперек дороги станет... А у этих существ все до ужаса просто, все в конце концов сводится к купле-продаже...все эти разговоры о сочувствии, великодушии, честности только смешат их и еще больше убеждают в собственном превосходстве. Это, мол, разговоры недоумков, которые пытаются оправдать свою слабость. Прибыль – вот козырь, которым они работают. Человеческая жизнь – не козырь. Закон – не козырь, он попросту не для них... И вот, разговаривая с кем-то, я прежде всего пытаюсь определить – человек сидит передо мной или то самое замаскированное существо."
Ярким представителем этого типа является в сюжете Ирина Аркадьевна Равская, валютчица по кличке "Купюра", организующая также поставку проституток. Она не скрывает своего высокопоставленного прикрытия, не очень боится ареста и открыто предлагает следователю Кувакину взятку в три его годовых оклада. По тому, как играет актер Георгий Антонов (Кувакин), видно, что от соблазна молодого человека кое-как спасла только гордость.
Вообще, героев фильма, согласно теории Демина, можно легко поделить на людей, существ и таких мечущихся между этими категориями лиц, как Наташа Селиванова. Очень характерные отрицательные герои: матушка Татлина в исполнении Анны Лисянской (сына только посадили, а она уже все вещи распродала до конфискации), соседка и сообщница Равской по содержанию притона (Зинаида Шарко) или другой ее сосед, вертлявый молодой человек, злорадствующий провалу Равской из зависти к ее образу жизни.
Очень жаль несомненного чистого человека, студента Костю, с болью и недоумением добивающегося у следователя ответа на вопрос, почему умерла Наташа, который Демин все откладывает, не решаясь разбить его иллюзии.
В остальных ролях: Наталья Орлова (II) (Ирина Аркадьевна Равская), Наталья Данилова (Наташа Селиванова), Вера Слободская (Вера Афанасьевна Сутарихина, соседка), Николай Феоктистов (Анатолий Пересолов), Эра Зинганшина (Зина), Михаил Данилов (Григорий Татлин) и другие.
"Ювелирное дело" 1983 г.
Все началось с мелкого воришки, забравшегося в квартиру, поставленную на сигнализацию. Примчался дежурный наряд. Домушник сдался, а милиции стала более интересна жертва ограбления, продавщица ювелирного магазина "Яхонт" Зоя Малинина. Слишком много золотых бирюлек в спрятанном мешочке нашел у нее правонарушитель.
Зоя Сергеевна - красивая и модная женщина, перешагнувшая порог тридцатилетия, с неустроенной личной жизнью. Не имея улик, блюстители закона приставляют к ней приятного кавалера - майора Бориса Алексеевича Кравцова.
Представился он, правда, научным работником. Пришел в "Яхонт" с девушкой выбирать подарок, но, якобы невзначай, просветил продавщицу, что спутница - невеста его сотрудника, уезжающая за границу.
Слово за слово, обаятельные покупатели пригласили Зою Сергеевну на помолвку в ресторан "Кронверк". Малинина не была доверчива, но то, что люди, ездящие за границу, хотят иметь знакомую из ювелирного магазина, было, с ее точки зрения, объяснимо.
В ресторане она расслабилась, начала выдавать свое жизненное кредо, а потом, когда Кравцов галантно напросился провожать домой, проболталась о любимом человеке, который где-то далеко обеспечивает их будущее благосостояние.
В совокупности с анализом содержания драгметалла в похищенных украшениях, этот факт ляжет в основу версии, что откуда-то с приисков Сибири идет неучтенное золото, кустарно переплавляется в ювелирные изделия и продается через магазин.
А пока Кравцов, проводив Малинину, задумчиво сидит на скамейке под ее окном. Зоя Сергеевна с удовольствием на него любуется. Но тут она видит, что перед ее ухажером тормозит черная "Волга", а он досадливо машет рукой и уходит пешком. Не слежка ли за ней? Малинина бросается искать мешочек с золотыми вещичками - его нет.
Кравцов ругает капитана Комарова, провалившего его своей предупредительностью. Тот огрызается, намекая, что майор влюбился в подозреваемую, но дело сделано - преступное гнездо встревожено.
Сюжет основан на детективном рассказе Павла Грахова "Тайна сибирского прииска". Телефильм можно условно разделить по месту действия на две части: ленинградскую и красноярскую. Если в первой части нам, несколько затянуто, демонстрируют оперативную работу под прикрытием, то во второй начинаются приключения, психологические поединки и сбрасывание масок. Финал тоже впечатляет эффектно поставленной ловушкой.
Городские виды и съемки на природе радуют глаз. Музыка композитора Виктора Лебедева органично вписывается в действие. На мой взгляд, вначале играли пресновато, но напряженные эпизоды и диалоги во время командировки Кравцова, перешедшей в похищение, смотрелись очень живо. Особенно впечатлил неожиданной сменой поведения державшийся на заднем плане подельник Вася ( неизвестный на тот момент Виктор Сухоруков).
Главные звезды телефильма - Никита Подгорный (майор Кравцов) и Людмила Чурсина, сыгравшая роли двух, диаметрально противоположных по характеру и образу жизни женщин (Зоя и Татьяна Малинины). Мне также понравился участковый Петрович (Игорь Эрельт). В сцене с самогонщицей они оба были хороши.
В других ролях: Борис Соколов (Тимофей Черемных), Ирина Демич (самогонщица и особа легкого поведения Катя), Владимир Туруханов (домушник Шмаков), Виктор Гоголев (ювелир Жиганов), актеры Ленфильма, среди которых мелькнул Николай Иванов, изображающие милиционеров.
Если обзор вам понравится напишу на эту тему еще. А пока смотрите, вспоминайте, пишите отзывы. Здесь можно ознакомиться с предыдущей статьей: "Уголовный розыск молодой Советской республики": 3 интересных детектива родом из СССР".