В связи с общей типологией адыгского жилища обращает на себя внимание понятие так называемого «ордынского дома»: ордэ унэжъ (ордынский дом большой / старый», т.е., фактически, дворец.)
Крупное здание из камня или саманного кирпича могло определяться как ордэ (каб. уардэ), но следует заметить, что это определение использовалось не только в отношении зданий, но было синонимом таких определений как большой, статный, представительный, солидный. Видимо, в целях подчеркивания зажиточности и красоты возведенного здания это определение (уардэ унэр) использовано в песне о гибели кабардинского князя-хаджрета Аслан-Гирея Бесланова, построившего каменный дом в долине Курджипса.
Адыгская знать и зажиточные старшины тфокотлей возводили дома на «константинопольский» и «лазистанский» манер, в том числе двух и даже трехэтажные постройки. Крыши покрывались дранью, что придавало вид вполне благоустроенного жилища. Фрагмент рисунка Дж. Бэлла, который иллюстрирует его сообщение об участии в законодательном собрании адыгов и азраев (абазин) в июле 1839 г.: «В Геше мы несколько дней занимали большие залы трехэтажного дома из камня и дерева, построенного для князя столетие назад в лазистанском стиле».
(ист. Самир Хотко. Жилищно-поселенческий комплекс Северо-Западного Кавказа)
Взгляните на эти темы