Найти тему

МОРАЛЬ | ЕГЭ/ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Онлайн-школа New Level School

Рембрант, Возвращение блудного сына, 1666-1669 (фрагмент)
Рембрант, Возвращение блудного сына, 1666-1669 (фрагмент)

Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними, совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом (учебник п/р Боголюбова, 10 класс, стр.115).

Это форма общественного сознания, а также одна из форм социального контроля (наряду с правом, религиозными нормами, традицией и пр.).

Особенности морали как способа поведения человеческого поведения (учебник Котовой и Лисковой, 10 класс, стр. 37):
- отражает представления о добре и зле,
- действует во всех областях жизни человека и общества,
- формируется стихийно,
- не имеет формального выражения (поэтому оценки носят субъективный характер),
- не имеет специальных организаций, вырабатывающих нормы морали и контролирующих их исполнение.

Учебник п/р Боголюбова выделяет следующие элементы морали (там же, стр. 118):
1) категории (долг, честь, совесть, добро, зло, справедливость и др.),
2) принципы (например, принцип),
3) нормы.
Ценности и идеалы учебник относит к самостоятельным «духовным ориентирам личности», наряду с моралью (там же, стр. 107), в качестве примеров ценностей приводятся гражданственность и патриотизм.

Поведение человека может регулироваться:
1) внутренними механизмами (требования совести, долга) и
2) воздействием со стороны общественного мнения.

Общественное мнение – одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом (там же, стр. 119-120). В философии акцент чаще делался на первом способе регуляции, социологи рассматривают оба.

Золотое правило нравственности: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» или «не делай другим того, чего не хочешь себе».

Категорический императив Канта: «поступай только согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (формулировка по учебнику п/р Боголюбова, 10 класс, стр. 106).

Существует еще одна формулировка Канта: "относись к человеку всегда как к цели, но никогда как к средству". Именного поэтому, решая задания на структуру деятельности, мы можем выбрать в качестве средства "консультации школьных учителей", "общение со знатоками испанского искусства", но никогда не самих учителей или знатоков испанского искусства.

__________

ПРАКТИКА ПО ТЕМЕ

1. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Мораль формализована в нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

2. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ (первый столбец):
А) формальная определенность,
Б) общеобязательность для всего населения, проживающего на территории государства,
В) мера общественно значимого поведения,
Г) охрана исключительно силой общественного мнения и(или) внутренними убеждениями человека,
Д) регулирование общественных отношений.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (второй столбец):
1) только правовые нормы,
2) только моральные нормы,
3) и правовые, и моральные нормы.

3. Нина Дмитриевна учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирование общественных отношений
2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла»
3) опора, прежде всего, на общественное мнение
4) установление норм государством
5) усвоение норм в процессе социализации
6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

4. Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Мораль требует от человека определённого поведения,
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».

1) социальные нормы; 2) санкции; 3) государственное принуждение; 4) формальная определённость; 5) ответственность; 6) свободный выбор.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

6. Выберите верные суждения о формах (областях) духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моралью называют сферу ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь людей с позиций гуманизма, добра и справедливости.
2) Идеологией называют проявление эмоциональных переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.
3) Компонентом научного знания являются этические оценки природных и социальных явлений.
4) Целью образования является передача социального опыта и накопленных знаний новым поколениям.
5) Искусство предполагает отражение действительности в художественных образах.

Ответы к практике см. в комментариях

__________

Если было полезно, ставь 👍🏻, делай репост и делись своими мыслями в комментариях :)

Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ/ОГЭ 2023 и переходи на New Level! 💪🏻😉

Ссылки для записи на занятия:

▪️ Сайт — http://newlevelege.ru
▪️ Vk —
https://vk.com/new_level_ege
▪️ YouTube —
https://www.youtube.com/channel/UCoZD5A90TG-pakM-8JTQpTA
▪️ Telegram —
https://t.me/new_level_ege

__________

🎓 Онлайн-школа New Level School — это:

— занятия онлайн и в записи
— отдельная онлайн-платформа
— актуальная теория по всем темам
— тематическая практика в формате ЕГЭ/ОГЭ
— домашние задания для системного изучения тем
— поддержка от преподавателя и оперативная обратная связь
— профессиональные преподаватели из МГУ и других топовых вузов
— качественные конспекты на базе материалов, рекомендованных ФИПИ

Предметы:

▪️Обществознание (ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиады)
▪️История (ЕГЭ, ОГЭ)
▪️Биология (ЕГЭ, ОГЭ)

📊 Основы финансовой грамотности
📈 Инвестиции на фондовом рынке