«Джейн Эир». Что может скрываться за таким простым и ненавязчивым заголовком? Том сочинений неизвестного иностранного автора? Очередная сентиментальная книжечка про заурядную влюблённость ничем не примечательной девицы? Остросюжетный роман, напечатанный в качестве советской пропаганды, об английской девушке, решившей стать не членом капиталистического общества потребления, а одним из активных деятелей подпольной коммунистической организации? К счастью, ни одно из этих совершенно случайных предположений даже не напоминают истину. «Джейн Эир» - произведение, которое трудно описать тремя словами или даже огромным сложноподчиненным предложением, ведь если всё же попытаться это сделать, то получится что-то странное и отпугивающее, после чего взять роман в руки в каком-нибудь книжном «Буквожор» будет крайне трудно.
Буквально с первых страниц роман приковывает к себе всё внимание читателя. Сюжет начинается с обманов, алчности, подхалимства и несправедливости со стороны эгоистических членов семьи Рид к маленькой, беззащитной сироте Джейн Эир: прыщеватый и толстый подросток Джон Рид расшибает героине голову и пострадавшую в качестве наказания ведут в мрачную Красную комнату, где когда-то умер дядя девочки. Такие сцены вряд ли могут оставить кого-либо равнодушным, поэтому читателю хочется увидеть на следующих страницах облегчение тяжкой участи Джейн Эир, счастье в её жизни, что только невольно затягивает.
Дальнейшие события, среди которых есть как и счастливые, так и полные безнадёжности и пессимизма, закладывают основу уникальной души Джейн, добавляют героине удивительные черты характера. С каждой новой главой некогда пылкая и чувственная девочка взрослеет, открывая для себя новые возможности и знания, познаёт окружающий мир викторианской эпохи, сочетающий в себе полные противоположности. Одновременно с полным лицемерием, ханжеством, злобой героиня встречает на своём жизненном пути искреннюю доброту и сострадание, любовь и набожность.
Кроме таких характерных атрибутов общества встречается и феминизм, задолго до возникновения движения суфражисток, задолго до рождения Розы Люксембург и Клары Цеткин, а именно в первой половине девятнадцатого века. Да, Джейн Эир была непримиримым первопроходцем феминизма! С самого начала романа она, еще будучи ребёнком, проявляет свою бескомпромиссность, не боится на равных разговаривать с авторитетами дома, где она проживает, а во взрослой жизни она уже вовсе самостоятельно принимает решения, независима от любовника и свободна от какого-либо влияния. Героине даже как-то удалось сформулировать одну из главных идей феминизма:
«Женщины испытывают то же, что и мужчины; у них та же потребность проявлять свои способности и искать для себя поле деятельности; вынужденные жить под суровым гнетом традиций, в косной среде, они страдают так же, как страдали бы на их месте мужчины. И когда привилегированный пол утверждает, что призвание женщины только печь пудинги да вязать чулки, играть на рояле да вышивать сумочки, то это слишком ограниченное суждение», - как-то сказала Джейн.
Да, роман «Джейн Эир» Шарлотты Бронте по-настоящему многолик и интересен. Каждый найдёт в нем обязательно что-то своё, как в любом произведении искусства. Утонченный язык автора – это отточенное лезвие скальпеля, которое с хирургической точностью создаёт героев, их чувства и мысли, делает качественный разрез общества и позволяет изучить его изнутри.