Найти тему
Рина Лисина

Режиссёр А. Хаханов: «Моя творческая биография»

«Фотографией я увлёкся в детстве. После смерти отца мы с мамой жили довольно скромно на окраине нашего городка. В школе я ещё не учился, и вся моя жизнь проходила на улице в играх с друзьями. Однажды мои товарищи, двое братьев, показали мне фотографии - их дом и две улыбающиеся физиономии. Меня это очень удивило – я тогда считал, что фотокарточки  делают только взрослые. Попросил ребят сфотографировать меня, но оказалось, что нет ни плёнки, ни химикатов («порошков»), да и фотоаппарат без разрешения родителей брать нельзя. Моя тётка работала медсестрой, у неё дома были порошки и микстуры, я и решал действовать... Валерка с Серёгой рассмеялись, увидев мои «химикаты», пришлось идти к бабушке - она была ласковой и доброй - и просить денег на «фотографию». За плёнкой и проявителем мы с ребятами проходили  целый день, автобусов, в то время было мало. Всю ночь мне снились фотокарточки... Рано утром я уже был у друзей. Мы приготовили препараты в бутылках.  Фотографировали (правда, только они) дом, меня, собаку и почему-то, петуха. Вечером Серёга  залез под одеяло и долго там возился. В эту " тайну "я ещё не был посвящён и ждал, что он сейчас вынет готовые фотографии...  Но Серёга вылез из-под одеяла весь в поту с бачком в руках. Мы стали заливать в него содержимое одной бутылки, потом другой... Открыв бачок, мы не увидели в нём плёнки. Всё объяснялось очень просто: плёнку Серёга потерял в одеяле и, чтобы не упасть в наших глазах, решил  «соблюсти» процесс. Валерка мог только «щёлкать»,  а особого пристрастия к химически м опытам у него не было.  После этого мой интерес к фотографии угас, да и хватало других развлечений.

Через несколько лет мы переехали в центр города. На соседней улице стоял городской Дом пионеров. В 1963 году я записался в фотокружок с аппаратом "ВЕГА-2". Наш Александр Петрович Ковригин был настоящим энтузиастом, для нас он стал совсем родным. Мы видели его не  только дающим указания, но и в работе вечно экспериментирующим, целеустремлённым и стойко «пробивающим» необходимые материалы. Снимали мы на улицах города и часто в саду у Петровича. Обычно занятия кончалась чаепитием под старой яблоней.

Александр Петрович был человеком либеральным и снисходительным. Единственное, что он не принимал -  это мою «ВЕГУ-2», считая её никудышным фотоаппаратом. Петрович основал любительскую киностудию ’’КОВРОВ-КИНО", одну из первых в республике. Народный артист РСФСР Рошаль писал о ней в журнале «Советское кино»: «Из их фильмов мы узнали, город Ковров. Город, который чтит память умерших и хочет сделать прекрасной жизнь живых. И я верю, что ковровские фильмы,  демонстрирующиеся на экранах района и области, будут в будущем достойны большого экрана нашей страны».

Научив нас фотографировать, проявлять пленку и печатать фотографии, Александр Петрович, стал обучать нас основам киносъёмки. Как-то наш класс поехал в Суздаль. Петрович, узнав об этом, дал мне кинокамеру "Нева -2", две плёнки и задание - отснять сюжет об экскурсии. Помню, как снимая, я пытался охватить всё и вся... В кружке мы снимали и мультфильм – «Сон девочки».  Сюжет был довольно прост: девочка уснула и ей снятся, что ее куклы ожили...

За победу в одном, из смотров в 1964году мы подучили несколько путёвок в Артек, а так же оборудование для 8-милимметровой плёнки: монтажный столик, кинопроектор.  В Артеке мы сняли фильм о нашем отдыхе на берегу Чёрного моря, посещали мощную киностудию «Артек – фильм», правда, ничего нужного там не получили, в смысле теории, хотя глаза у нас разбегались от обилия превосходной аппаратуры. Плёнку проявлять пришлось уже с другим руководителем, нашего Петровича пригласили работать в город Каспийск. Больше, к сожалению, мы с ним не виделись, а в 1969 году его не стало...

С новым руководителем мы занимались всем понемножку.  Дальше нажимали на фотографию. При Юрии Алексеевиче мы стали учиться работать со светом, снимали портреты, видовые фильмы. Я тогда учился в девятом классе. В школе каждый чем- то увлекался: кто-то умел хорошо декламировать, кто-то преуспел в ВИА, которые только входили в моду, а мне приходилось устраивать фотовыставки, собирая работы ребят. За подбором работ засиживались до глубокой ночи, родители, переживающие за нас, приходили и не оставались безучастными к нашим делам. Конечно, работы кружковцев резко выделялись среди семейных фотопортретов, качеством и  почерком.

Два года службы я провёл в далёкой от Владимирщины Эстонии. Войска требовали секретности, и фотосъёмка была запрещена. Однажды, правда, командир роты привёз свой старенький «ФЭД» и попросил сделать фото - газету. Сказано -  сделано. Но как он потом разгромил мои работы, то офицер на стрельбах без ремня на шинели, то дверь оружейной пирамиды отворена,  короче, детали, которые «сошли» бы в общем счёте, для специалистов были довольно грязноваты. После этого мы с друзьями занимались лишь самовольными съёмками  «за пнями» простеньким фотоаппаратом «Чайка»  и уникальным увеличителем из консервных банок, лишь с конденсорами и объективом от старого увеличителя « УП», который стоял в старом химическом посту наблюдения.

В 1970 году, после службы в армии я пошёл работать в фотолабораторию завода. Там уже надо было показывать всё, что умел. Приходилось корректировать себя, искать, ошибаться и побежать. Параллельно с этим я ещё работал с кружком, в том самом Доме пионеров, где сам начинал, правда, уже в другом амплуа - руководителем. Учил мальчишек и девчонок основам фотографических процессов.

В 1975году мне предложили возглавить любительскую киностудию при заводском Доме культуры.  Это была та самая студия «Ковров-кино». Она продолжала существовать, хотя руководителей сменилось много. Но база всё-таки была и, хотя не без труда, дело сдвинулось с мёртвой точки. В основном мы участвуем в областных смотрах - конкурсах, были лауреатами  I Всероссийского фестиваля народного творчества в 1976 году. В1982году наш фильм "Победы приходят в борьбе" был направлен на Всесоюзный смотр, но в конкурсном просмотре он не участвовал, так как по рецензии т. А. Глухова и Центрального Совета по кино при ВЦСПС, в нём было много идей но не одна из них полностью не раскрыта.  Не повезло и фильму "Улица моего отца" в 1983году в городе Пенза на смотре общества охраны памятников и старины.

Наша кинофильмы - о техническом прогрессе, на злободневные темы: о бесхозяйственности, хищениях государственной собственности, потерях рабочего времена. По заданиям партийного и профсоюзного комитетов рассказываем о лучших людях завода, показывая их труд и отдых. На многих тематических вечерах для молодёжи демонстрируются киноленты и слайды наших кинолюбителей. В декабре 1983г ода наши фильмы «Улица моего отца» и «Наш славный учебный цех»  занял I и II места в областном смотре - конкурсе. Открытие 2 Всероссийского фестиваля народного творчества даёт новые возможности в выявлении и организации народных талантов.

А чтобы самому лучше понимать и развивать культуру на местах нужно постоянно учиться».