Идея создания новых существ благодаря соединению частей и органов разнообразных животных появилась ещё в древней мифологии.
В шумеро-аккадской мифологии дух Шеду изображался в виде существа с телом быка или льва, с орлиными крыльями и человеческой головой.
Мексиканский бог Солнца изображался с медвежьей головой.
Воспитателями античных героев были страстные кентавры - наполовину и наполовину люди.
В индуизме бог Ганеша получил голову слона после того, как его отец - бог Шива - нечаянно разорвал его голову.
Ну и известный всем случай человеческой, а не божественной попытки скрестить животное и человека – мифический мальчик с крыльями птицы Икар.
Пишите в комментариях, если хотите, чтобы мы подробнее рассказали о зооморфных персонажах, святом Псоглавце и монстрах-полулюдях в народной традиции.
Попытки осуществить пересадку органов или частей тела известны достаточно давно.
Исследовательница Магдалена Кожевникова в статье «ГИБРИДЫ И ХИМЕРЫ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЭТИКА» отмечает, что первый случай ксенотрансплантации (пересадки органов, клеток или тканей между организмами разных видов), описанный в литературе, был зафиксирован в России в 1682 г., когда хирург восстановил поврежденный череп дворянина с помощью фрагмента черепа собаки.
Операция якобы удалась, но православная церковь пригрозила пациенту отлучением, если он не избавится от имплантата. Однако достоверность данного факта вызывает существенные сомнения.
На рубеже XIX и XX вв. учёные-биологи устремились на поиски эликсира жизни.
Как?
Считалось, что омоложение возможно через пересадку желез или биологических жидкостей от животных к человеку.
Подобными опытами занимались медики Шарль Броун-Секар и Сергей Воронов, эмигрировавший во Францию в 18 лет.
Сергей Воронов активно разрабатывал свои исследования в 1920-х гг. и стал миллионером на ниве пересадок обезьяньих желез богатым клиентам.
Популярность метода Воронова была так высока, что появились коктейль «Гланда Обезьяны», песня «Monkey-Doodle-Doo», в которой есть строки: «Если ты стар для танцев — поставь себе железу обезьяны», и рассказ Артура Конана Дойла «Человек на четвереньках».
Однако операции Воронова не давали положительных результатов или были эффектом плацебо.
Интересно мнение, что именно Воронов стал прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова.
В России был свой Воронов – биолог-животновод Илья Иванов.
По мнению К.О. Россиянова, Иванов
«вошёл в историю как пионер массового применения искусственного осеменения в животноводстве»
Иванов шокировал своими передовыми опытами над животными местных крестьян, которые поначалу считали его дело «богопротивным». Однако крестьяне сменили гнев на милость, когда осознали, что смогут получить больший приплод.
Но Иванов не остановился на лошадях, он замахнулся на венец природы – человека.
В 1910 г. на Международном зоологическом конгрессе в Граце Иванов высказал мнение, что искусственное оплодотворение можно использовать для гибридизации человека с человекообразными обезьянами.
Тонкость и зыбкость вопроса нравственности Иванова не волновали. По его мнению,
не человек соединялся с обезьяной, а их клетки.
А соединение двух клеток не безнравственно
В 1926 г. Иванов получил финансирование на свой фантастический проект со стороны советского правительства, у которого не возникло этических вопросов по поводу ивановских экспериментов.
Иванов планировал осеменить спермой человека самок шимпанзе, для чего работал сначала в Африке, а после в Сухуми в обезьяньем питомнике. Однако учёный не добился никаких положительных результатов.
Позднее уже другие учёные продолжали свои медицинские опыты, а тема межвидовой трансплантации продолжила плодить этические проблемы.
А как вы относитесь к опытам межвидовой трансплантации?
#история медицины #гибриды #биология #зоология #животные